01.08.25 | 18:17

Алексей Калишин, полярный геофизик: «Если решил заняться физикой, то должен посвятить этому всю свою жизнь»

Как радиолюбительское дело приводит в Арктику, что такое космическая погода и при чём здесь коспирология

Алексей Калишин, полярный геофизик: «Если решил заняться физикой, то должен посвятить этому всю свою жизнь» Алексей Сергеевич Калишин – физик, заведующий отделом геофизики Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. Кандидат технических наук. Специалист в области воздействия на космическую погоду. Работает в ААНИИ с 2006 года. Ездит в высокие широты с 2008. Соавтор более 100 научных публикаций.

Жизнь в радиоволнах

В Заполярье Алексея Калишина привело его детское увлечение, хотя и окольными путями. Ещё в школе он увлёкся радиолюбительским делом и решил, что сделает это своей профессией.

«Регулярно собирал схемки, читал журнал ῝Радио῝, паял, и, наверное, началось-то именно всё с этого. С радиохулиганства в эфире: выходил в радиоэфир на самодельной аппаратуре, и меня всегда больше всего интересовала радиоэлектроника. Учился я в университете аэрокосмического приборостроения в Санкт-Петербурге. Мне было довольно интересно учиться, потому что до этого я регулярно что-то паял, собирал, а тут учат тебя непосредственно, как это всё разрабатывать».

На четвертом курсе Алексей принял участие в конкурсе студенческих разработок. Его команда сделала проект антенны для космического аппарата и заняла с ним первое место. После этого один из его преподавателей пригласил Калишина поработать в Арктическом и антарктическом институте.

«И вот он подходит ко мне и говорит – знаешь, есть вот такой институт, у меня там работает жена, ей в лаборатории нужны молодые специалисты. Приходи, займёшься любимым делом, будешь что-то собирать, паять на коленке, потому что аппаратура вся экспериментальная, она делается под эксперименты по распространению радиоволн. Я тогда ещё не понимал, что это такое. И я говорю, ну давайте. Так, будучи на 4 курсе, я пришёл в институт в лабораторию радиофизических исследований, где занял должность инженера и начал конструировать различные эксклюзивные вещи. То есть, они делаются специально для проведения экспериментов по распространению радиоволн, по исследованию ионосферы радиофизическими методами».

После окончания университета Алексей начал работать в Арктическом институте уже на полной ставке и параллельно поступил в аспирантуру. И занялся уже не радиоэлектроникой, а радиофизикой, поскольку она изучает фундаментальные законы природы, в то время как электронные приборы являются лишь инструментом для проведения исследований. И в 2008 году Калишин отправился в свою первую высокоширотную поездку – в Ловозеро Мурманской области.

«Природа мне сразу понравилась, это, конечно, впечатляло – такие огромные просторы, тундра, полярная ночь, полярные сияния. Это было очень интересно. А с другой стороны, в то время начиналось только восстановление арктической сети наблюдений, и всё было в удручающем состоянии – лабораторные корпуса, сами помещения, они были без ремонта. Вся штукатурка сыпется – было довольно неприятно».


Глобальная лаборатория «Земля»

Специфика работы радиофизиков такова, что они не ездят в длительные экспедиции. Их задача – собирать, обобщать и анализировать информацию, которая поступает им со всей планеты. А делать это гораздо удобнее, находясь в институте.

«Для нас Земной шар – это одна большая лаборатория. В Арктике, например, у нас 11 пунктов наблюдения. На каждом пункте стоит несколько технических средств, которые измеряют магнитные возмущения, параметры ионосферы на разных высотах, контролируют условия распространения радиоволн между различными точками. В Антарктиде такая же ситуация. Но все данные в реальном времени у нас аккумулируются в Арктическом институте, в Полярном геофизическом центре. И именно находясь в институте, мы можем получить картину, которая происходит во всех полярных регионах – как на южной шапке, так и на северной. Поэтому у нас такие кратковременные выезды, для того чтобы обслуживать, ремонтировать, устанавливать аппаратуру на объектах. А вся научная деятельность по систематизации этих данных, обработке, интерпретации – это происходит в стенах института».

Целиком читайте на портале GoArctic