Наталия Белякова: нужно ускорить подготовку кадров для туристической отрасли
Инвесторы отказываются от реализации турпроекта, если регион не дает внятный ответ на принципиальный вопрос, кто будет работать в новом кластере после его сдачи
Наталия Белякова, директор департамента экспедиций и туризма РГО, глава Лаборатории коммуникаций в креативных индустриях ВШЭ, рассказывает об острых проблемах, с которыми сталкивается отрасль гостеприимства в связи с нехваткой квалифицированных кадров.Человеческий капитал в особом дефиците ощущают все отрасли. Причем он не исчезнет с моментом преодоления демографического провала 1990-х, а будет нарастать: только для воспроизводства населения России женщина должна позволить себе 2,4 ребенка, а в демографической реальности сейчас это 1,3. Последствия оттока из страны более 50 тыс. высококвалифицированных кадров за последние 5 лет (диапазон причин – от ковида до СВО) тоже будут ощущаться долго.
В индустрии гостеприимства дефицит тем заметнее, что в соответствии с нацпроектом до 2030 года появится много новых рабочих мест в крупных инфраструктурных проектах в туристских макрорегионах. Отель от 120 номеров, на возведение которых предоставляются специальные условия – это около 60 человек персонала.
Добавим сюда инициативы МСП, поддерживаемые получаемыми регионами субсидиями. Некапитальное строительство, гостевые дома, малая туринфраструктура (домашняя «горнолыжка», причалы и др.) тоже порождают запрос на кадры.
Наконец, дополним планы реалиями. Далеко не все новые или уже работающие объекты оправдывают ожидания инвесторов – и виной тому не только многие проекты со слабым финансово-экономическим обоснованием, которым дают ход неопытные инвесторы, но и возросшие HR-затраты: кадры дороги, за них идёт борьба, в том числе рублем. Так, операционная рентабельность отельного сегмента по итогам 2023 составила 1,6%; треть всех коллективных средств размещения (КСР) убыточна, операционная рентабельность доходных КСР в 2023 году составила 9% (уровень 2019 года), а каждый 20-й КСР из запущенных в 2023 году закрывался.
Что делать? Мы много работаем в регионах, и запрос везде один – ускорить подготовку кадров. Мы уже видим, что инвесторы отказываются от реализации турпроекта, если регион не дает внятный ответ на принципиальный вопрос, кто будет работать в новом кластере через пять лет, когда он будет сдан. Проектирование кадрового обеспечения надо начинать одновременно с выходом на стройплощадку, в идеале – на нулевой проектной стадии.
Ключевых направлений «ответного удара» – чем отвечать и как купировать кадровый дефицит – несколько.
Остановлюсь для примера на одном.
Необходимо (и мы с коллегами это делаем) «учить учителей». Причем не только преподавателей вузов, что уже делают три специально для этого созданных федеральных центра и крупные вузы с сильными туристскими кафедрами, но повышать компетенции преподавателей колледжей. В регионах, где вузов нет – например, ЯНАО – ускоренное дообучение в формате гибридных интенсивов становится вообще безальтернативным решением.
Отметила бы проактивную позицию бизнеса в части решения кадрового вопроса. Вложив свои средства, инвесторы средней руки нередко берут на себя и обязанности по подготовке кадров. Например, во Владимирской области малый город Киржач, благодаря стейкхолдерам из числа местного бизнеса посмотревший в сторону туризма, на принципах ГЧП перепроектировал имевшейся в городе колледж. Теперь там готовят и кадры для туризма: в городе открылись частные музеи, отели, а здание колледжа совмещено с общежитием. Тут и учат, и жильем обеспечивают – как преподавателей, так и студентов. Так что нельзя сказать, что «город ждёт».
Города – драйверы туротрасли – и крестьянские (фермерские) хозяйства, все более вовлекающиеся в туризм, предпринимают меры к дообучению или подготовке персонала с нуля. За свой счет заказывают тренинги, проходят обучение сами, чтобы транслировать знание команде. Но, безусловно, им надо помочь: дефицит кадров с нами надолго, а инвестору надо регулярно показывать GOP [gross operating profit – разница между операционными доходами и операционными расходами отеля, прим. ПОРА].
Источник – портал GoArctic