Переезд на Север и намерение остаться
Опрос жителей Арктических поселений
Фото: Shutterstock
Проектный офис развития Арктики регулярно проводит опросы среди тех, кто постоянно или временно проживает и работает в Арктической зоне РФ.
– Наш анализ трудовой миграции в Арктике уникален. Есть исследования статистические, демографические, экономические. Мы же хотим изучить социально-психологические факторы трудовой миграции. Респондентами выступают люди, которые постоянно или временно живут и работают в Арктике, – говорит генеральный директор Экспертного центра «ПОРА» Александр Стоцкий. – Нам важно оценить не просто рациональные мотивы человека — карьера, зарплата, квартира, машина, в нашем случае, это очевидно. Но и невидимые, субъективные факторы, объединенные в «жизненный мир» профессионалов, переехавших в Арктику. Мы оцениваем разные социально-психологические факторы, например, соответствует ли теперешняя работа «идеалу, делу жизни» и легко ли переносится разлука с семьей и родными местами. Кроме того, мы изучаем установку на закрепление, приживание в Арктике, что важно для выстраивания различных демографических подходов на Севере, удержание на территории профессионалов, представителей особо важных для Арктики специальностей.
– Законы миграции таковы, что экономические причины являются основными ее мотивами. Попросту говоря, человек ищет место, где сможет заработать, сделать карьеру. Однако, перемещение в АЗРФ сопряжено с рисками – природными, социальными, – объясняет Александр Стоцкий. – Люди переживают повышенный стресс в процессе адаптации. Они могут вдруг почувствовать разочарование, диссонанс, как говорят психологи, переходящие в депрессию. Наших неофитов также одолевают страхи, как их примут на новом месте, тревоги о том, не отнесутся ли родные к ним как к предателям, их может снедать тоска об оставленной родине, ностальгия. Но иногда приезжие могут чувствовать эмоциональный подъем, эйфорию, как реакцию на сложные, новые обстоятельства. Даже некоторое чувство превосходства над оставшимися на «малой родине». Я бы сказал, что это социально-психологические факторы, которые мы частично изучаем, мы идем по этому пути, но все же в исследовании изучаются и рациональные, объективные факторы, действующие на наших мигрантов. Все это нужно изучать, чтобы разработать эффективный инструментарий помощи людям, сменившим место жительства.
Опрос в Дудинке, Никеле, Заполярном. Сентябрь 2022
• В сентябре 2022 года в трех арктических поселениях (Дудинка, Никель, Заполярный) Экспертный Центр ПОРА провел опрос местных жителей (306 человек). Больше половины опрошенных (54%) – старожилы Севера, живут здесь более 20 лет. В числе прочих респондентам задавали вопросы о том, намерены ли они остаться жить на Севере или уехать, а также о причинах, по которым люди уезжают из Арктики и по которым остаются.
• Треть опрошенных (31%) вообще не планируют уезжать с Севера. 36% ответили, что планируют уехать через несколько лет. Чаще всего вообще не планируют уезжать такие категории, как «мужчины» и опрошенные «старше 50 лет».
• Люди привыкают и «приживаются» на Севере, если не уехали сразу. Среди недавно приехавших на Север 57% собираются уехать в ближайший год. Прожив здесь 1-3 года, люди меньше стремятся уехать (25%). После 4 лет проживания на Севере доля стремящихся уехать в ближайший год становится значительно меньше.
• Вопрос «Почему люди не уезжают?». Чаще всего респонденты объясняют это привычкой (38%) и благополучием проживания на Севере (36%). 29% упоминают «Патриотизм», 17% - «Перспективы».
• Молодые чаще остальных возрастов говорят про перспективы (среди молодых респондентов - 25% таких ответов). Люди среднего возраста - про достаток (42%) и привычку (44%). Старшие – про патриотизм (36%)
На вопросы также ответили жители Норильска (Красноярский край). Их ответы не были учтены в исследовании, приводим их в качестве примеров.
Ольга и Антон, семья, живущая в Норильске. Им по 35 лет, двое детей, 6 месяцев и 8 лет. оба работают на крупном производстве.
«Мы сами из Краснодарского края. В самом Краснодаре можно найти работу, а у нас в станице с этим напряженка. Поэтому, как только поженились, мы поехали на Север на заработки. Здесь дети родились. Здесь взяли ипотеку, живем в своей квартире. Не снимаем, не с родителями. Поэтому остаемся на Севере, пока все устраивает».
Ирина, 55 лет, работает вахтой в Норильске. Всю жизнь жила в Челябинске. Образование высшее, но забытое, потому что много лет сидела с детьми, потом с внуками. И тут жизнь изменилась. Понадобилось срочно заработать большую сумму для помощи родным.
Она приехала в Норильск работать вахтой - неквалифицированный труд, посудомойка. Но ей платят за эту работу вчетверо больше, чем в Челябинске, плюс она там же, на работе, питается, проживание ей тоже оплачивают. Собирается еще несколько месяцев там быть, до Нового года - точно. Нравится, что деньги реально получается зарабатывать, нравится природа, тундра. Ее развлечение бесплатно - долгие прогулки на природе. Не нравится, что короткий контракт (на 2 месяца), не факт, что продлят.
Житель пгт Никель Вадим. В Никеле живет всю жизнь. Он фанат военной истории и природы (охота, рыбалка, снегоходы). Говорит, что ему его населенный пункт подходит идеально - там много чего есть по военной истории и туризму, он водит группы по местам, где были бои. Также в Териберку завозит туристов, но знает места поближе к Никелю «еще лучше Териберки». Уезжать задумывался в юности, но принял решение остаться, где родился. Молодежь сейчас уезжает из Никеля в поисках работы (в Никеле мало возможностей работать где-либо, кроме шахты), а те, кто не уезжают, по его мнению, возможно, не уверены, что смогут в другом месте купить жилье, чтобы комфортно жить, т.к. в Никеле недвижимость невысокой стоимости.
На основе исследований ПОРА будет проведен анализ трудовой миграции в Арктике.
Светлана Шилина, координатор Центра подходящей работы в Арктике ЭЦ «ПОРА»