22.12.23 | 16:04

Профессия – краболов: тяжелая, зато высокооплачиваемая

Требуются технологи, мастера рефрижераторных установок, электромеханики, судоводители

Профессия – краболов: тяжелая, зато высокооплачиваемая Школьникам показали цех по передержке камчатских крабов. Этот цех расположен на территории южных причалов Мурманского морского рыбного порта. Экскурсия сюда состоялась во время единого дня открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет» для учеников 9-х классов мурманской школы № 33. Краболовная компания «Антей Север» заинтересована в привлечении молодых специалистов - технологов, мастеров рефрижераторных установок, электромехаников, судоводителей.

Трудно, но денежно

- Нам очень нужны специалисты любых профессий, желательно морских. После окончания обучения они выйдут с общим образованием, а специфике работы на краболовных судах мы уже их научим. Работа эта тяжелее, чем на промысле рыбы - трески, пикши, палтуса. Потому что приходится работать долго, посменно. И с крабом, конечно, работать сложней, нужны крепкие мужские руки, - рассказал генеральный директор компании Юрий Бакаляр.

Но тяжелая работа и оплачивается лучше. За месяц, в течение которого были хорошие, уловистые рейсы, можно заработать от трехсот до шестисот тысяч рублей.

- Заработки у нас очень хорошие, краб всегда оплачивался очень высоко. Поэтому мы заинтересованы заранее готовить кадры, чтобы они шли после школы в колледж имени Месяцева, учились, получали среднее, а следом и высшее образование по морским специальностям и потом шли к нам работать, - рассказал Юрий Бакаляр.

Осмотрев цех по передержке камчатских крабов, ребята смогли подняться на борт краболовного судна «Андрей Смирнов». Как рассказал старший помощник капитана Владимир Чухин, краба моряки добывают в исключительной экономической зоне России, в основном в районе Новой Земли. Рейсы занимают от недели до двух, в зависимости от погодных условий.

- Длина судна 54 метра, ширина - 10, водоизмещение - 1254 тонны. Полезная нагрузка, которую мы берем, 40-45 пять тонн живого краба, - рассказал старпом. Он опытный моряк, работал и на промысле донных видов рыб, и на краболовах. Работа, говорит, трудная, но интересная.

На запах свежей рыбы

- На треске трал идет по грунту, там сложнее его контролировать. Здесь поставил краболовки и жди, - поделился Владимир Чухин. - Но с обработкой краба, конечно, намного хлопотней. У нас в трюме оборудованы 14 чанов, где идет постоянная смена воды, насыщение ее кислородом для жизни краба, чтобы довезти улов с промысла в Мурманск. В процессе транспортировки краба кормить не надо, главное, поддерживать температуру воды, не допускать, чтобы она прогревалась. Он до месяца может ничем не питаться.

Лов идет конусными ловушками, внутри каждой находится небольшая баночка с наживой - обычно селедкой. Краб идет на ее запах. Заблуждение, что селедка должна быть тухлой. Нет, он тухлятины не любит, подавай только свежую. Но немного, граммов триста, и довольно. Он почувствует запах и заползет в ловушку. Нажива работает три-четыре дня.

Ловится краб на довольно большой глубине. Как рассказал Владимир Чухин, в минувшем рейсе краболовки ставили на двухстах и более метрах. Бывает и до трехсот.

Фото: Лев Федосеев

Целиком статью Сергея Юдкова читайте в «Мурманском вестнике»