Чем занимается Институт мерзлотоведения
И какие специалисты требуются для работы в нём
На тему изучения вечной мерзлоты с нами согласился побеседовать Сергей Иванович Сериков. Он живёт за полярным кругом, на севере Красноярского края, в городе Игарка и является заведующим геокриологической лабораторией, которая занимается исследованием вечной мерзлоты.Вечная мерзлота – это горная порода, содержащая воду и имеющая отрицательную температуру. Во всём мире вечная мерзлота занимает более 20% всей поверхности планеты, в СССР она занимала 70%, в современной России больше 60%.
Основная задача игарской лаборатории заключается в организации мониторинговых исследований по международной программе и температурного контроля вечной мерзлоты.
Сергей Ивановичу почти 70 лет, но о выходе на пенсию даже не думает, а наоборот полон научных и творческих идей, которые с радостью готов передать молодежи. Родом Сергей Иванович из Барнаула, но практически всю жизнь прожил в Якутске и только шесть лет назад переехал в Игарку, чтобы возглавить геокриологическую лабораторию. Дело в том, что Игарская станция является структурным подразделением якутского Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН. Данный институт – уникальный в своём роде и единственный в мире как академическое заведение. До сих пор у него есть развернутая сеть своих геокриологических станций по всей стране и СНГ: Магадан, Чернышевский, Игарка, Казахстан и пр.
Институт мерзлотоведения и его сотрудники занимаются как фундаментальными исследованиями, так и коммерческими хоздоговорами. Дело в том, что вечная мерзлота занимает порядка 65% территории России. То есть хозяйственная и промышленная деятельность должна учитывать эту специфику, поэтому перед началом любого крупного строительства нужно провести не только археологическую экспертизу, но и оценить состояние вечной мерзлоты, дать рекомендации, какими нормативами пользоваться при строительстве. Этой оценкой и занимаются сотрудники Института. Они участвовали в таких масштабных проектах как БАМ, освоение алмазных месторождений западной Якутии, ВСТО, Сила Сибири и др. Ни один крупный проект в Сибири или на Дальнем Востоке не обходится без участия Института.
Такие крупные хоздоговорные работы помогают Институту не только заработать, но и, параллельно с основной работай на объектах, собрать материал для фундаментальных научных исследований на разных территориях и в разных регионах. Ведь такие масштабные исследования провести самостоятельно тяжело, а при поддержке крупных компаний легко обеспечить и заброску, и аппаратуру, и логистику, и всё необходимое. Таким образом удаётся сочетать коммерческие работы и фундаментальную науку.
Сергей Иванович по основному своему образованию инженер-геолог, но так как наука по изучению вечной мерзлоты находится на стыке разных сфер, то в институте работают геологи, математики, географы, физики, гидрологи, геохимики, биологи, инженеры и пр. В крупных проектах может участвовать практически весь институт разом.
При Институте есть своя аспирантура и свой диссертационный совет. Главный критерий научной работы, как и везде, это публикативность и количество цитирований. Если научный сотрудник проявляет активность – проводит исследования, пишет статьи, публикуется в журналах, выигрывает гранты от различных фондов, то он может получать довольно высокую зарплату (100 000 и более).
На фото: Музей вечной мерзлоты в Игарке. Глубина 10 метров. / Константин Каськаев
Подробнее читайте в материале Константина Каськаева на портале GoArctic