Дмитрий Драбенко: «Арктика – это всегда про коммуникацию»
«Невозможно подготовиться ко всем ситуациям "на берегу". И в экспедиции – либо вы договариваетесь и решаете вопрос вместе, либо дело не будет сделано»

Ездит в Арктику с 2014 года, был руководителем уже нескольких полярных экспедиций.
Параллельно с основной деятельностью занимается преподаванием. Доцент кафедры инженерного образования Гатчинского государственного университета. Кандидат технических наук. Почётный работник Гидрометеослужбы России.
Первые шаги в Арктике
Дмитрий Драбенко – метеоролог уже в третьем поколении. В этой сфере работали и его отец, и дед. Поэтому он ожидаемо поступил в Санкт-Петербургский гидрометеорологический университет. Ещё во время учёбы в ВУЗе ему предложили поработать в Арктическом и Антарктическом институте.«Тогда Геннадий Константинович Зубакин, основатель лаборатории, ещё был жив, он меня как раз собеседовал, такой очень интересный дядечка. Я к нему пришел еще зеленый совсем – волосы длинные, худой. Он меня спрашивает: "Кто ты по специальности?" Я говорю: "Я метеоролог". Он: "Нет, у нас есть гидрометеорологи, не может быть просто метеоролога". Я потом понял, что он очень даже прав. То есть, узкая такая специализация, к сожалению, сейчас не нужна. Если ты хочешь быть специалистом, тебе надо понимать взаимодействие вообще во всей системе в целом».
Первая экспедиция Дмитрия была морской. На судне «Капитан Хлебников» они с коллегами обеспечивали безопасность бурения скважин в Карском море. Вели визуальное наблюдение за айсбергами, а также с помощью беспилотников устанавливали на них радиомаяки. Это были первые подобные эксперименты не только в России, но и в мире.
«Экспедиция была интересная, у нас еще начальник был канадец, по-русски он знал только "чеснок", "борщ" и "клёво". Когда вас двое студентов и начальник-канадец, то забавненько выходит. Мы с ним нашли общий язык, благо, английский более или менее знали. Отработали. После этого работа с иностранцами, по крайней мере, в пределах Арктики закончилась, потому что [наступил] 14-й год: все понятно».
Первая поездка в Арктику оставила у Дмитрия самое хорошее впечатление. В основном из-за того, что у него была возможность самостоятельно работать и принимать решения. Хотя обычно, по словам Дмитрия, молодых полярников в экспедициях очень плотно опекают старшие товарищи и контролируют буквально каждый шаг, ведь от этого зависит успех всей группы.
«Очень хороший опыт оказался, чтобы посмотреть, что это такое, когда тебе, мальчику, который только пришел из ВУЗа, нужно наладить общение с капитаном, поставить себя с командой – это все очень необычно, потому что нужно как-то людям объяснить свою задачу. Потому что работа в Артике – она всегда про коммуникацию. Если в городе ты можешь с человеком перестать разговаривать, отвернуться или отойти, то в Арктике – нет. Либо вы договариваетесь и решаете вопрос, либо дело не будет сделано».
После этого были ледовые экспедиции. Они оказались гораздо сложнее. Дело в том, что в обычной жизни человек, как правило, находится на холоде очень недолгое время, а замёрзнув, всегда может найти место, чтобы согреться. А для полярников мороз является неотъемлемой частью окружающей среды, в которой они находятся часами и даже сутками.
«Вас вертолетом высаживают, вы весь день сидите на ледовом поле. Это не рыбалочка, куда ты просто пришел, сел с удочкой и сидишь. Нет, это достаточно интенсивный физический труд, к которому тоже нужно понимать, как готовиться. Если вертолет задерживается, то ножки начинают подмерзать. Есть какие-то очень мелкие вещи, о которых даже не знаешь, стоит про них рассказывать или нет, но потом понимаешь, что вообще надо рассказывать и объяснять их молодежи, которая пойдет [в Арктику] в первый раз. Потому что человек может банально испугаться того, что ему стало холодно, и ему надо там целый час ходить вокруг ящиков, просто не останавливаясь. Ходишь, ходишь, ходишь, прыгаешь. Это естественный момент нашей работы. Нужно понимать, в какие условия ты едешь, это понимание у тебя появится только после того, как ты в них окажешься. Невозможно подготовиться на берегу. Даже самым опытным сотрудникам, у которых всё с собой есть, приходится в каких-то ситуациях импровизировать и что-то придумывать».
Целиком читайте на портале GoArctic