Где лучше работается представителям креативных профессий?
О том, чем различаются городские и локальные креативные индустрии, какой вклад в креативный сектор России обеспечивают крупнейшие и просто большие города, а также о практическом смысле нового исследования НИУ ВШЭ, посвященного креативным специализациям российских городов, в том числе арктических, рассказывает директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Евгений Куценко.
О том, чем различаются городские и локальные креативные индустрии, какой вклад в креативный сектор России обеспечивают крупнейшие и просто большие города, а также о практическом смысле нового исследования НИУ ВШЭ, посвященного креативным специализациям российских городов, в том числе арктических, рассказывает директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Евгений Куценко.– В рамках проекта НЦМУ «Формирование методологических основ измерения социально-экономических характеристик креативных индустрий и креативного класса» вы с коллегами в феврале этого года подготовили спецвыпуск «Креативные специализации российских городов». Какие цели вы перед собой ставили, начиная это исследование?
– Целью нашего исследования было выявление объективных креативных специализаций российских городов. В последние годы в России запускаются новые программы поддержки креативных индустрий в регионах и городах, в частности, создания креативных кластеров. В этой связи важно иметь под рукой «карту» того, что уже сейчас есть на конкретных территориях и чего там нет. Так как исследование носит пилотный характер, мы решили остановиться на 197 городах России с численностью населения более 100 тыс. человек. Для каждого из них были определены размер креативного сектора (численность занятых), его структура в разрезе креативных индустрий и креативные специализации.
– Все желающие могут ознакомиться с опубликованным дайджестом вашего исследования «Креативные специализации российских городов». А могли бы вы кратко рассказать нашим читателям о результатах ваших исследований?
– Мы попробовали найти ответы на четыре самых базовых вопроса. Сколько у нас креативных бизнесов и отличаются ли они как-то от других видов экономической деятельности? Какой вклад в российский креативный сектор обеспечивают города? Какие города отличаются высоким уровнем вовлечения населения в креативных индустриях? Можно ли говорить о специфических городских креативных индустриях?
– И какие ответы вы получили на эти базовые вопросы?
– Первый вопрос. Что это за креативные бизнесы? Наши расчеты показали, что доля занятых в креативных индустриях у нас похожа на то, что мы видим в развитых странах. Получается, что у нас довольно большой креативный сектор: более 2 миллионов занятых и 170000 организаций. Индивидуальных предпринимателей еще больше. Доля креативных индустрий в секторе ИП более чем в два раза превышает аналогичный показатель для юридических лиц. Также мы увидели, что креативные организации в целом более молодые по сравнению с остальными организациями страны. Особенно здесь выделяется индустрия дизайна: почти 30% организаций в этой сфере созданы в последние 3 года. В топ-3 по «молодости» также вошли звукозапись, реклама и пиар.
В целом, доля малого и микробизнеса в креативных индустриях составляет более 60 процентов, что существенно выше средних по экономике значений. Хотя, конечно, есть индустрии, где активно присутствует и крупный бизнес: ТВ и радиовещание, ювелирное дело, промыслы и ремесла и ИТ.
Дальше мы решили на цифрах проверить, а какой вклад в креативную индустрию обеспечивают города с населением свыше 100 тыс. человек? Оказалось, что существенный. На Москву и Санкт-Петербург приходится 12% населения страны и 40% всех занятых в креативных индустриях. Это просто невероятная концентрация!
Остальные города-миллионники, без столиц, аккумулируют 11% населения России и 14% креативной занятости. Разрыв уже не так велик. Что касается городов меньших размеров, то там процент занятых в креативных индустриях меньше, чем их доля в общей численность занятых. Получается, что диагноз российской системы пространственного размещения креативной занятости – гиперконцентрация в двух столицах.
Значит ли это, что есть только Москва и Питер, и ничего больше? А вот это совсем необязательно. Одно дело абсолютные значения креативной занятости, другое – ее доля в общей занятости по городу, отражающая уровень вовлечения населения в креативные индустрии (или, другими словами, креативную активность). Расчет креативной активности населения по городам выборки позволил существенно скорректировать наш взгляд на российское креативное пространство. Москва и Санкт-Петербург – по-прежнему лидеры с максимальной креативной активностью. Но дальше мы увидели, что города с населением от 250 000 до 500 000 оказались более креативно активные, чем города от 500 000 до миллиона. Это некая неожиданность, как бы сбой матрицы «чем больше, тем лучше». Для наглядности мы построили топ городов по креативной активности. Оказалось, что среди них города-миллионники отнюдь не доминируют. В топ креативной активности вошли в том числе Красногорск, Кострома, Ярославль, Смоленск, Ханты-Мансийск, Якутск, Химки, Калининград, Белгород, Тула, Тобольск. Это очень интересно, на самом деле, так как дарит надежду на успешное развитие креативных индустрий в городах второго и третьего порядков, для которых эти индустрии могут быть более важными, а их поддержка – более оправданной с точки зрения непосредственного влияния на жизнь широких слоев горожан.
Можно ли говорить о специфических городских креативных индустриях? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали вклад больших городов в общую численность занятости в разрезе конкретных креативных индустрий. И увидели, что где-то этот вклад не очень большой, например, в сфере изобразительного искусства или музеях с библиотеками. Это значит, что музеи и изобразительное искусство более или менее равномерно распределяются по стране.
А вот если мы берем архитектуру, или IT, или рекламу и PR, то ситуация выглядит совершенно по-другому. К примеру, города нашей выборки концентрируют почти 95% всего IT сектора. То есть, действительно, эти индустрии – абсолютно городской феномен.
На этом основании мы условно разделили креативные индустрии на две части: городские и локальные.
В городские вошли архитектура, дизайн, звукозапись, ИТ и видеоигры, реклама и пиар, телерадиовещание и ювелирное дело. В среднем эти бизнес-индустрии выступают креативными специализациями в крупнейших городах (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) в 1,6 раз чаще, чем в крупных, и втрое чаще, чем в больших.
При этом мы видим, что эти две половинки неравномерны. Городские бизнес-индустрии составляют прядка 2/3 всего креативного сектора как по количеству организаций, так и по численности занятых. По сути, они выступают экономическим драйвером территориального развития. При этом, по определению, локальные креативные индустрии гораздо более широко распространены.
Фото: Hao Rui / Unsplash
Целиком интервью читайте на GoArctic