20.06.23 | 12:24

Где снимать кино об Арктике

И у кого перенять опыт

Где снимать кино об Арктике
Где снимать?
Целевые места действия, локации, как сейчас принято говорить, в наше информационно насыщенное время всегда будут иметь важнейшее значение. Поверят зрители картинке или нет, свяжут ли её с заявленной в сценарии локацией и не обманутся ли позже, уже в реальной жизни попав с чемоданом или рюкзаком на место кинематографического действия?

Обманывать опасно. Это в социальных сетях можно отстранённо обсуждать псевдореалии экзотики, на тысячи километров удалённой от мест обитания пользователей: они не собираются ехать и проверять… При работе с нашей целевой аудиторией возможный самообман нужно изначально сводить к минимуму. Сибирь должна оказаться Сибирью, Арктика – Арктикой.

На деле же происходит обратное. Вот один пример: живёт в Красноярском крае мой коллега, известный писатель Александр Бушков, автор, в том числе, нашумевшего цикла «Пиранья», имеющего две экранизации. Фильм «Охота на пиранью» снимался 48 дней. Группа работала в республике Карелия, в окрестностях города Беломорска на озере Плотничьем, где снималась «сибирская тайга», непосредственно сама охота, а также несколько городских сцен. Подводные съёмки проходили в Москве. Остальное время киногруппа провела в тёплой и уютной Белоруссии, где под Минском была выстроена «таёжная заимка». Кинематографическое поселение сразу стало местной достопримечательностью. Получилось красиво, но фальшиво. Никто из сибиряков фильму не поверил. Сразу было видно, что на экране точно не Сибирь.

Особенностью карельской тайги являются озёрно-лесные ландшафты, господство сосновых лесов с большой примесью ели, берёзы, осины. В характерном, легко узнаваемом пересечённом рельефе сосновые леса разных типов чередуются с болотами, образуя весьма своеобразные пространственные сочетания. Там много ельников, лишайников, камня, небольших озёр и речек с каменистыми берегами. Особый рельеф и грунт. Формально и в Карелии – тайга, но она тёплая, европейская, что ли. Зрители Москвы и северо-западной части России, традиционно часто бывающие в Карелии, узнают знакомые места.

Сибирская тайга, даже в суровой северной части, тоже может очаровывать, но она – другая. В Западной Сибири она состоит из темнохвойной сибирской пихты и обширных кедрачей. Везде густой подлесок из мелколиственных и ягодных кустарников... В Восточной Сибири, то есть сразу за Енисеем, ввиду возвышенности рельефа тайга вообще другая. Чувствуется влияние вечной мерзлоты. Основной лесообразующей породой здесь становится лиственница. Она повсюду. Сибирская тайга и лесотундра – затерянный лесной мир, где никогда не бывает человек. На огромных территориях таится нечто загадочное, непознанное и опасное. Поверьте, это чувствуется сразу. Ну какая Карелия…

Однако наш киношник в принципе не пересекает Уральские горы. И создаёт халтуру. Новая экранизация «Угрюм-реки» снималась на Урале, в Белоруссии, Суздале, Кинешме, Москве и Подмосковье. Максимальное приближение к книге – съёмки под Красноярском, где были сняты завораживающие по красоте кадры пролётов дрона над рекой Маной и реальной тайгой. Ну и всё, хватит, здравствуй, Минск. В итоге – дорого-богато и полный провал в прокате. Не поверил зритель.

И это при том, что Угрюм-река – это не абстракция, а впадающая в Енисей величественная Нижняя Тунгуска, где автор книги набрался в экспедиции ярких впечатлений, а позже дополнил текст впечатлениями ленскими. Казалось бы, в чём проблема? Поезжайте и снимите эту мощь и красоту, а не речку на материке. Я не раз говорил на эту тему с кинематографистами и вот какие объяснения услышал: далеко, сложно в организационном плане, долго, дорого, нет гостиниц, связи… Поэтому «да прекращайте, прекрасно снимем в Подмосковье и в павильонах, не отличите!». Нет, отличим.

Ещё один пример – приключенческий сериал «Игра на выживание», там тоже есть чащобы, горы и таёжные реки. Снят он в солнечной Абхазии. Озеро Байкал, ничтоже сумняшеся, лихо сделали из Чёрного моря. Скажите, Абхазия это рядом с Москвой? Что там в горах с комфортабельными гостиницами, надёжной логистикой, качественной связью и интернетом? Насколько легко решать организационные вопросы по размещению и материальному обеспечению большой киногруппы? Для всех, кто представляет себе абхазские реалии, ответ будет очевидным: дело не только в удалённости. Просто там теплей.


Снимать Арктику – в Арктике
Не секрет, что большое число кино- и телефильмов, как и сериалов, снимается с государственным участием, часто на деньги госкорпораций, нередко и полностью с бюджетным финансированием. И если мы говорим о госзаказе на пропаганду Севера с жёстко установленным целеполаганием и святым правилом «кто платит – тот и заказывает музыку», то первым делом нужно регламентом запретить снимать Сибирь в Белоруссии, а Арктику – в павильонах. Иначе будет так: деньги немалые выделят, а поводы снять натуру где-нибудь поближе найдутся.

Сказанное не означает, что Карелию, Кольский полуостров и город Мурманск следует оградить от излишнего внимания кинематографистов. Ничего подобного. Там нужно снимать, только не удобненькие подмены, а ленты именно про эти замечательные места, что будет прямо указано в сценарии. Тем более, что сюжетные перспективы территории огромны, ниже мы вернёмся к «карело-кольской» теме.

По инфраструктуре, транспорту и связи. В советское время страха выезжать на дальнюю натуру было меньше, как мне кажется. Основные видовые кадры уже упоминавшегося в первой части статьи фильма «Девчата» были честно отсняты в леспромхозе Северного Урала. Представляете, какие были условия работы и быта у съёмочной группы? Никаких, чуть лучше землянки. Зимой. И лишь когда группа вдоволь наморозила носы и щёки, коллектив поехал доснимать фильм в московские павильоны. А лента, как я уже говорит, агитационное действие вполне произвела – молодые поехали на север за романтикой и длинным рублём.

Показателен пример съёмок киноленты «Последний самоед», которые происходили в заполярном рабочем посёлке Амдерма, где в те годы размещался 72-й гвардейский истребительный авиаполк. Условия суровые, ВПП на узкой песчаной косе у самого Карского моря. Группа работала в местечке, известном у местных как Чёрные скалы, я бывал там. Прямо как Белые скалы в «Бриллиантовой руке», только водичка несколько другой температуры да ветерок леденящий. Киношникам помогал весь авиаполк, что и положено делать патриотам Заполярья.

Кинолента «Злой дух Ямбуя», лидер кинопроката 1978 г., получила премию Джека Лондона за лучший художественный фильм на Первом международном кинофестивале фильмов об Арктике в г. Дьеп, Франция. Съёмки проводились на самой честной натуре – в окрестностях якутского села Иенгра. В создании фильма участвовали оленеводы совхоза «Золотинка» и настоящие эвенкийские охотники. Не будучи профессиональными артистами, все они блестяще справились с ролями активных персонажей. Ещё одной сильной стороной картины являются широкие панорамы северной тайги и интересный этнографический материал об образе жизни и мышлении эвенков... Документальный фильм о енисейском селе Бахта из цикла «Счастливые люди» набрал многие миллионы просмотров, о Бахте узнала вся страна. Раз в два года я общаюсь с жителями поселения, и до сих пор слышу знакомый сюжет – новые романтики едут и едут к ним из города, пытаясь стать своими.

Хотя и в советском «северном кинематографе» хватало халтуры. Фильм «Начальник Чукотки» сняли в Крыму, в кадре часто появляется вид из Капсельской бухты на Меганом. А ещё там же снимали «Балладу о Беринге и его друзьях» и «Море студёное». Но всё-таки эти исторические ленты агитационной нагрузки не несли.

Одним словом, правда натуры – вещь авторитетная, действенная. Приведённые выше доводы «против» могли работать ещё лет десять назад, признаю. Но не сейчас. В наше время любое мало-мальски крупное поселение имеет гостиницы, мобильную связь и авиасообщение, будь то Диксон или Певек на берегу океана, Тура на Подкаменной Тунгуске или Ванавара на Подкаменной. На Ямале с этим всё хорошо: отелей много, дорог ещё больше. В восточной части есть железная дорога, в западной – навигация по Оби. В Мурманске тем более. И везде есть кому подсказать, помочь, отвезти-привезти. Было бы желание показать правду.

Нет острого желания выезжать из столиц дальше солнечной Абхазии? Тогда государство, как требовательный заказчик, кровно заинтересованный в притоке новых кадров, должно наставить на верный путь.

У кого перенять опыт?
У Якутии. В последние годы она стала одним из главных центров кинопроизводства России. В отрасль инвестирует местный бизнес, власти наращивают господдержку. Кино снимали и в Советской Якутии, но в последние годы якутский кинорынок переживает ренессанс, а его новейшую историю отсчитывают с 2004 г. По данным портала Ykt.ru, за последние пятнадцать лет в якутский прокат вышло в разы больше картин, чем за то же время выпустил «Мосфильм». «Сахавуд»: так называют этот феномен, сходный если не с Болливудом, то с успехами кино Турции. Здесь снимают абсолютно всё, от мелодрам и комедий до триллеров и зомби-хорроров. Причём снимают во всех природно-климатических зонах республики – сложно придумать лучший способ отобразить реалии среды... Переломным считается 2017 г., когда местные картины появились на международных фестивалях. Помогает и сохранённая база «Сахафильма», с её помощью и сейчас выпускается до 90% картин, в том числе все призёры.

Дальнейшее развитие отрасли связывают с притоком выпускников ВГИК и других профильных вузов. Появились специалисты, предложившие интересную структуру фильмов, стали расти запросы публики, количество лент переросло в качество. Местное кино прославилось за пределами республики, хотя массовый российский зритель знаком с ним явно недостаточно.

Ну, а каковы успехи? По данным «Якутской республиканской киносети», посещаемость кинотеатров на душу населения в республике гораздо выше других регионов, что, несомненно, связано с популярностью местного кино. Ширится киносеть: если в 2010 г. было семь кинозалов, то в 2020 г. работало уже полсотни площадок с оборудованием в цифровом DCP-формате. Республика с населением 1 млн. жителей попала в лидеры нацпроекта «Культура» по доле российского кино в прокате за счёт большого числа якутских лент.

К слову, в Якутии прекратился отток населения, наблюдается устойчивая положительная динамика рождаемости, растёт доля многодетных семей, что было отмечено на недавней встрече президента с главой республики. У нас есть всё для кинопропаганды северов: где снимать, что и как снимать, и у кого поучиться. Просто нужно работать. Расселяться по Заполярью и работать.

Фото: Андрей Пронин / GeoPhoto

Целиком статью читайтена портале GoArctic