Как бесплатно поехать в Арктику, да ещё и заработать. Пример №3
Работа на труднодоступных метеостанциях
В июне 2023 года на портале GoArctic уже выходили две публикации о том, как съездить в Арктику и заработать денег. Одна статья была посвящена археологическим экспедициям, другая была о работе в геологической партии. Но всё это сезонные, краткосрочные виды заработка. Археологические и геологические экспедиции длятся один, два, три месяца, редко доходит до четырех.В этой статье я расскажу о том, как устроена работа на метеостанциях, но не простых, а труднодоступных. На метеостанцию устраиваются работать минимум на год, плюс нужно пройти собеседование и обучение, итого выйдет года полтора, а то и два на весь процесс.
Гидрометеостанциями усеяна вся наша страна, но в Арктике и на Дальнем Востоке из-за редкой сети дорог или их отсутствия до некоторых станций можно добраться только вертолётом или только по морю, или по реке. Такие изолированные от внешнего мира станции и называют труднодоступными, также используется аббревиатура ТДС.
Плюсы и минусы работы на ТДСВо время моих длительных автономных походов по глухим местам Арктического региона – на Чукотке, в Эвенкии, на Таймыре я периодически попадал на ТДС. Работники станций были гостеприимны, приглашали переночевать, угощали рыбой, топили баню. Естественно, мы задавали вопросы о их жизни и работе на ТДС.
Часто на такие станции устраиваются работать целыми семьями: муж, жена, взрослые дети (кто-то с собой и маленьких берёт). Есть и те, кто устал от городской суеты и хочет побыть наедине с собой, подумать о важном, переосмыслить прожитое, решить, что делать в жизни дальше. А кто-то просто не смог встроиться в социум.
Зарплаты на метеостанциях очень маленькие, часто сотрудники получают прожиточный минимум в регионе. При таком раскладе в той же Эвенкии, например, на метеостанциях получают по 30 000 рублей (прожиточный минимум тут не такой, как в центральной России). Так как магазинов рядом нет, то и деньги особо тратить некуда. Едой и спецодеждой сотрудников станции обязано обеспечить Управление. За год такой работы, теоретически, можно накопить 300 – 400 тысяч рублей. Немного, но для кого-то будет интересно получить и такой опыт: год работы на Крайнем Севере в удалённом месте при суровом климате.
Обычный городской человек, решивший рвануть на Север на год поработать на ТДС, вкусить романтики, скорее всего ограничится заработком этой суммы, так как вряд ли он умеет рыбачить или охотиться, ездить на снегоходе или на моторной лодке. Таким, знающим только городскую жизнь, придётся очень непросто на ТДС. Но те, кто остаются и работают по 15–20 лет на одном месте, буквально врастают в окрестности. Они покупают свои собственные лодки с хорошими моторами, снегоходы, а кое-где и вездеходы. Ещё я видел станции, где семья сотрудников просто построила свой отдельный просторный дом, потому что в служебном разваливалась печка и пол прогнил. Такие старожилы, как правило, активно занимаются охотой зимой, а летом рыбалкой. И на этом зарабатывают гораздо больше, чем прожиточный минимум, а по-другому и не прожить, все ведь хотят обеспечить себе безбедную старость, купить или построить жильё на Большой Земле, дать образование своим детям и пр.
Почти все сотрудники жаловались на Управление (УГМС), что не всегда вовремя проходит ремонт служебного жилья, обеспечение спецодеждой. С едой тоже год от года возникают проблемы следующего характера – каждый год проводится тендер на поставки еды для ТДС. Почти каждый год побеждает другая компания, не та, что в прошлом году, поэтому работники ТДС каждый год гадают, что и какого качества им привезут в новом году. На их станции, как правило, еду привозят сразу на год вперёд (и не только еду, но и топливо и вообще всё) вертолётом или баржой, и потом жаловаться на качество еды уже будет некому, да и бесполезно! Новую не привезут.
С другой стороны, старожилы ТДС отлично знают своих соседей по округе, пусть их будет и немного, но контакты всё равно полезные. За счет взаимовыгодного обмена и помощи можно получить и топливо, и продовольствие. Если ТДС находится на реке, на которой существует судоходство, то предприимчивый сотрудник ТДС вскоре будет знаком со всеми капитанами грузовых судов и с их помощью сможет доставлять свои личные грузы на ТДС, но чтобы завести такие знакомства, уйдёт несколько лет.
Фото автора
Целиком статью Константина Каськаева читайте на портале GoArctic