21.09.23 | 12:58

Как работает федеральная программа «Профессионалитет» в АЗРФ

Главная идея проекта - создание образовательно-производственных центров (кластеров)

Как работает федеральная программа «Профессионалитет» в АЗРФ В арктических регионах СЗФО сегодня, по данным одной из ведущих рекрутинговых компаний России, остаются открытыми около 20 тысяч вакансий, причем многие из них - высокооплачиваемые. К примеру, предприятия Мурманской области готовы брать на работу инженеров и энергетиков с окладом от 200 до 500 тысяч рублей. Только бы шли! Растопить кадровый «холод» в Арктических регионах России призвана федеральная программа «Профессионалитет»: в этом году гранты для перехода на новые образовательные технологии получили семь средних учебных заведений Северо-Запада.
Главная идея проекта - создание образовательно-производственных центров (кластеров).

- Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики, - поясняют в Министерстве просвещения РФ. - В кластере выделяется колледж, модернизируемый под ключ. В этом колледже при непосредственном участии опорного работодателя формируются новая управленческая структура, новый педагогический состав, новое содержание и структура образовательных программ, создаются учебно-производственные комплексы. При этом в состав кластера могут входить колледжи, имеющие мастерские по профилю кластера, и работодатели, выбравшие соответствующий уровень участия.

Отметим, что в 2023 году в России открылись 130 новых кластеров, а на Северо-Западе они появились в Санкт-Петербурге, Мурманской и Архангельской областях, Калининграде, Республике Коми.

Чем отличаются программы «Профессионалитета» от обычных? Кардинальных изменений два: сокращение сроков обучения, а также «сращивание» учебных аудиторий с производством. Но если последний пункт преподаватели и наниматели рабочей силы только приветствуют, то «укорачивание» профессионального образования многие сегодня критикуют. Смогут ли студенты получить знания, которые раньше «давались» на протяжении четырех-пяти лет, за два-три года?

Взять, к примеру, Архангельский медицинский колледж, не так давно вошедший в «Профессионалитет». Теперь получить специализацию по направлению «лечебное дело» здесь можно за два года 10 месяцев. Одним словом, интенсивность обучения выросла почти в два раза.

- Очень удобно для тех, кто уже имеет определенную зрелость, - считает выпускник учебного заведения Евгений Симон. - В медицине диплом - лишь «ключик» к тому, чтобы получить аккредитацию специалиста к последующей профессиональной деятельности. Все в этом мире изменчиво, поэтому квалификацию нужно постоянно подтверждать и непрерывно обучаться.

Кстати, Евгений так и поступил: в этом году он окончил медколледж по направлению «лечебное дело», а плюсом прошел профпереподготовку для работы на скорой помощи. Место «приложения» своих дипломов выпускник тоже нашел во время учебы - в архангельской глубинке, где дефицит «белых халатов» наиболее сильный. Причем с руководством Холмогорской районной больницы он познакомился еще весной, затем отправился туда на преддипломную практику, а не так давно переехал в Холмогоры с супругой и детьми: теперь выпускник колледжа работает на родине Ломоносова фельдшером скорой.

Это один из примеров того, как будет раскрывать возможности каждого выпускника программа «Профессионалитет».

- Совершенно новая образовательная технология подразумевает «пересборку» всей нашей деятельности, - говорит директор медколледжа Наталья Зинченко. - Мы вводим новые цифровые методы, максимально приближаем обучение к медицинским организациям, формируем компетенции наших выпускников с помощью работодателей. Важно также, чтобы у ребят появлялись наставники еще на этапе обучения.

Выбор новых технологий «Профессионалитета» зависит от экономики каждого региона. К примеру, в Мурманской области политехнический колледж начинает готовить специалистов в горнодобывающей промышленности, а образовательные кластеры Калининграда и Санкт-Петербурга делают акцент на судостроении.

Кстати, в Арктике сегодня наиболее востребованы специалисты в сфере освоения природных богатств. Так, лесной отрасли РФ ежегодно требуются около 12 тысяч новых работников, в основном - в «хвойных» регионах. Поэтому подготовке «профи» для ЛПК здесь повышенное внимание: в Новодвинском индустриальном техникуме Поморья, а также в лесопромышленном техникуме Сыктывкара по федеральной программе «Профессионалитет» в 2023 году создали базы для кадровой «подпитки» отрасли - открыли образовательно-производственные центры.

В Архангельской области на создание такого кластера направили 192 миллиона рублей, причем большая часть будет перечислена в этом году.

Целиком статью Татьяны Сухановской читайте на сайте РГ