Как усваиваются жизненные и трудовые навыки у детей коренных малочисленных народов
Чем воспитание в тундре отличается от городского
На страницах журнала «Ямальский меридиан» (июнь, 2023) Надежда Салиндер и Алла Маковеева рассказали о «секретах» воспитания детей кочевников.У ненцев существует поверье, что ребёнок — дар Великого Верхнего духа — Бога. Он приходит на грешную землю не по воле человека. Всякая ненецкая женщина поведает вам, что дитя рождается тогда, когда ему нужно родиться.
С раннего возраста детей подкармливают ухой или оленьим бульоном, отварной рыбой, дичью — мясом зайца, гуся, куропатки, а летом — ягодами с сахаром.
Выпрашивать у родителей разрешения завести собаку малышам не приходится: у них с рождения есть четвероногие друзья — щенки, оленята. В первые годы жизни у мальчиков и девочек одинаковая одежда — малица и кисы — теӈгей. Это самая тёплая и практичная защита от холода. В 5–6 лет мальчик имеет главный мужской атрибут — пояс, украшенный по длине металлическими пуговицами, цепочками и ножнами для ножа.
Девочке к 4–5 годам мама или бабушка шьют настоящую ягушку и кисы с женским декором.
Имя — по погодеДетям дают имена только представителей своего рода. Семьи не имеют права называть малыша именем, принадлежащим другому роду, без их разрешения.
У ребёнка может быть несколько имён: родовое старинное служит ему тайным оберегом, публичное имя — прозвище и официальное русское имя. Часто младенца называют в честь предка, который своими добрыми делами и выдающимися поступками заслужил уважение потомков и жителей тундры.
Иногда на выбор имени влияют погода или события, происходившие в момент рождения малыша. Так, во время весеннего разлива, на рыбоугодье родилась девочка, которую и назвали Савуне — наводнение, а появившейся на свет в грозовой день дали имя Хэӈоне — гроза.
Как взрослыйСемейное воспитание у тундровиков исключает чтение морали. Родители дают детям возможность самим познавать мир, законы природы, правила окружающей среды. Малыш ощущает себя как взрослый и также ведёт себя. Мальчик ходит на улице с маленьким тынзяном. Летом пытается ловить оленят, зимой учится владению аркана на воткнутых в снег выпавших оленьих рогах.
Современные городские мамы наверняка обомлеют, узнав, что у маленького тундровика в возрасте 4–6 лет появляется собственное настоящее оружие — нож, топорик, которые малыш пробует в деле: пытается мастерить, строгать, делать какие-либо заготовки.
Девочки в этом же возрасте учатся у матери или бабушки азам рукоделия, начиная с выделки меха и обращения с острыми предметами: иголкой, ножницами и швейным ножом. К этому времени у малышки уже есть своя сумочка для рукоделия — тучако. Поначалу в ней всякая мелочь — кусочки сукна, обрезки мягких лоскутков оленьего меха, бусины, цветные мелкие пуговки, бисер. Со временем в тучако появляются и более хорошие меховые кусочки — песцовые лапки, разного окраса шкурки с лобиков оленят. Из всего этого девочка пытается шить одежду своим куклам — ӈухуко. Старшие женщины в семье ей помогают.
Таким образом, физический труд маленького тундровика — его прямая обязанность и помощь родителям.
Фото: Равиль Сафарбеков
Целиком читайте в журнале «Ямальский меридиан», №6 (326)