Как в разных странах проходила индустриализация Арктики
Сходства и различия
Сходства и различияОб истории индустриализации арктических регионов на примере разных стран рассказывает кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. Ломоносова, зам. ген. директора Института регионального консалтинга Надежда Юрьевна Замятина.
Ранняя индустриализация АрктикиПериод с конца XIX века до начала Второй мировой войны принёс в Арктику ряд радикально новых явлений:
- массовая миграция: приток тысяч переселенцев в районы, ранее заселённые почти исключительно индигенным населением,
- ускоренное строительство железных дорог и развитие пароходного сообщения,
- появление значительного числа промышленных (преимущественно добывающих) предприятий,
- быстрая организация инфраструктуры снабжения городов – по сути, в результате мультипликативного эффекта от разработки основного ресурса. Быстро разворачивалось снабжение углём (и, соответственно, создание сети предприятий – шахт по добыче угля), развитие сетевой торговли, индустрии развлечений и др.
В этот период по всей Арктике (что интересно – почти синхронно в разных странах) было построено полтора десятка новых городов, причём особенности их формирования именно в условиях ранней индустриализации надолго определили их основные черты и особенности.
Главным фактором индустриализации суровых в климатическом отношении областей была потребность в залегающих в них природных ресурсах – золоте, железе, угле, апатитах и др., а чуть не главным проводником индустриализации – исключительно быстрое сооружение новых транспортных путей, обеспечивавших слом барьера инфраструктурной недоступности. Буквально за несколько лет, вслед за приходом первых предпринимателей, в Арктике строились дороги и прокладывались регулярные пути через прежде бездорожные районы. Практически одновременно был сломлен барьер невозможности регулярного арктического судоходства (главным образом, речь идёт о северных берегах России, и отчасти в отношении Гудзонова залива) – в силу прогресса мореходной техники и радиосвязи, отчасти в силу потепления климата, начавшегося в конце XIX века; немалую роль сыграл слом психологического барьера ввиду получения наглядных доказательств в виде первых успешных караванных рейсов.
По большому счёту, Арктика была одним из последних рубежей инфраструктурного освоения планеты. Бум строительства железных дорог, во второй половине XIX века прорезавших от океана до океана Северную Америку и Россию, Африку и Азию, покрывших сетью Западную Европу, докатился до Арктики относительно поздно, только к самому концу XIX века. Однако именно здесь развитие транспорта оказалось беспрецедентно велико. Если в Западной Европе дороги связывали единой сетью ранее существовавшие города, то во фронтирных районах Запада Америки и Сибири, и тем более в Арктике дороги открывали дороги к новым природным ресурсам, и их строительство шло рука об руку с полным преобразованием территории. По мере освоения крупных массивов полезных ископаемых, один за другим арктические регионы освобождались от «оков» бездорожья, препятствовавшего экономическому развитию Арктики на протяжении предыдущих столетий, и стремительно включались в мировую экономику. Надо думать, именно по развитию современных транспортных путей – железных дорог и пароходного сообщения – можно датировать новый, индустриальный этап освоения арктических территорий. Справедливости ради заметим, что для многих районов этап индустриализации продолжается до сих пор (Пилясов, 2019) – параллельно с доминированием в других районах совершенно иных, постриндустриальных приёмов развития территории. Однако именно в период до Второй мировой войны развитие дорог рука об руку с развитием горной отрасли и горнодобычи было ведущей тенденцией в экономике Арктики и радикально преобразовало её экономический ландшафт.
На фото - Университет в Норильске. Фото Н.Ю. Замятиной
Целиком материал читайте на GoArctic