19.03.25 | 13:23

Полярник Владимир Соколов: «Знания об Арктике сами по себе являются стратегическим ресурсом»

Руководитель Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ – полярный океанолог, который одним из первых документально зафиксировал потепление атлантических вод в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана

Полярник Владимир Соколов: «Знания об Арктике сами по себе являются стратегическим ресурсом» Владимир Тимофеевич Соколов – полярник-океанолог. На протяжении более двух десятков лет возглавляет Высокоширотную арктическую экспедицию Арктического и антарктического НИИ. Член Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации ФС РФ. В начале 1990-х был начальником дрейфующей станции «Северный полюс – 30». Принимал участие более чем в пятидесяти высокоширотных экспедициях. Награждён орденом «За морские заслуги», орденом «Дружбы» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Почётный работник Гидрометеослужбы России. Почётный полярник.

Первые шаги в профессии

Владимир Тимофеевич – коренной ленинградец. В детстве и юности он жил на Петроградской стороне, и именно там, в одном из книжных магазинов, ему на глаза попалась книга Фритьофа Нансена «"Фрам" в полярном море», в которой великий исследователь рассказывал о своём дрейфе по Северному Ледовитому океану. Соколову тогда было всего 12 лет.

«Я пролистал эту книгу, почитал ее разделы, удивился, что еще в прошлом веке люди отправлялись в такие серьезные плавания, подумал: вот чудили люди. И эта история легла своим чемоданчиком куда-то в мою память».

После этого Владимир познакомился с работами Жака Ива Кусто и принял твёрдое решение стать океанологом. Чтобы подготовиться к будущей профессии, он даже пошёл в секцию подводного плавания. Ещё учась в последнем классе школы, Владимир Соколов обошёл все Ленинградские вузы, в которых были кафедры океанологии, побеседовал с их руководителями и в итоге решил поступать на Арктический факультет Высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова на специальность океанология.

«Мне больше всего поразил тот разговор, который у нас состоялся заведующим кафедрой профессором Игорем Владиславовичем Максимовым. Меня очень впечатлил этот разговор, его истории об исследованиях окраинных арктических морей. В действительности он к этому времени был одним из классиков океанографических исследований в Арктике. Меня влекли слова «океанология» и "океанография", и я решил поступать на эту кафедру и поступил в том же году, как закончил школу».

В училище готовили специалистов широкого профиля, в базовую программу обучения которых входила, в том числе, и военная подготовка. Кроме этого, у студентов был доступ практически к любым информационным источникам.

«Учебный процесс был хорошо построен, нам давалась серьезная теоретическая подготовка, и параллельно шел процесс военного обучения, потому что все мы выходили впоследствии и становились морскими офицерами. Мы довольно разносторонний, обширный курс прошли. Преподавание было достаточно либеральным в плане научной части. Мне доводилось много работать в библиотеках по городу. В [Центральной] военно-морской библиотеке, в библиотеке [Российской] академии наук, в библиотеке Русского географического общества. В то время просто уникальные вещи были доступны тем, кто хотел с ними познакомиться – они не уходили в запасники. Поэтому труды Колчака, Визе, Врангеля и так далее были доступны, и было интересно это почитать».

Целиком читайте на портале GoArctic