12.10.22 | 11:33

Профессиональная династия с корейскими корнями работает в Дудинском морском порту

Есть среди них Ли – начальник порта, Ли – докер-механизатор, Ли – матрос-моторист и экономисты по фамилии Ли

Профессиональная династия с корейскими корнями работает в Дудинском морском порту О династии с корейскими корнями рассказывает «Северный город» в материале Татьяны Рычковой.

Сегодня Владимир Ли, внучатый племянник и полный тезка одного из начальников порта, работает старшим мотористом-матросом плавучего крана «Севастополец-5». Его мама Валентина Георгиевна – главный специалист отдела финансово-экономической и налоговой экспертизы, сестра Нина – главный специалист планово-экономического отдела. Она, кстати, стала самой первой мисс Таймыра.

В России много корейцев – выходцев с Дальнего Востока. Переезжать туда из родной страны они начали еще в XIX веке, спасаясь от малоземелья, голода и стихийных бедствий. Иммигранты принимали российское гражданство и активно занимались ловлей рыбы.

В 1937 году постановлением Совнаркома корейцев депортировали из пограничных районов Дальневосточного края в Среднюю Азию «в целях пресечения проникновения японского шпионажа». Летом 1937-го японцы начали вторжение в Китай, а Корея была частью Японской империи, отличить же корейца от японского шпиона, по мнению Сталина, было затруднительно. Это была первая депортация по национальному признаку в советской истории.

Затем корейцы попали в волну еще более серьезных репрессий, многие из них отбывали сроки в Норильском и Дудинском лагерях, а потом надолго осели в этих местах. Самые известные на Таймыре корейцы – два начальника Дудинского морского порта: Владимир Ли и Лонгин Хан.

Владимир Николаевич Ли, отличник речного флота, 12 лет руководил Дудинским портом. О нем рассказывает книга историка Павла Соловьева «В историю порта вписан навечно», в которой собраны воспоминания друзей и товарищей по работе.

Лонгин Хан, в частности, вспоминает, как в Дудинку, где было много корейцев, прибыла семья Ли: все отзывчивые, добропорядочные и образованные люди (большинство их соотечественников были неграмотными). Отец Лонгина даже мечтал, чтобы один из его сыновей стал похож на Владимира Николаевича, и Лонгин таки тоже стал начальником порта.

Что касается самого Владимира Ли, то сборник воспоминаний содержит много лестных отзывов о нем: менеджер высокого класса, человек, который стоит за рабочего, аналитик, книголюб, въедливый, трудолюбивый…

Он вступил в должность диспетчера, а затем начальника пристани в те времена, когда не было планов-графиков прибытия и отправки судов. Грузы из Красноярска приходили по Енисею неритмично, на дудинских причалах в последние дни навигации царил аврал, случалось, из-за поздней отправки грузов суда не успевали дойти до северного порта и вставали посреди пути на вынужденную зимовку.

В 1950-е годы Владимир Ли отладил четкую работу порта и был назначен его начальником. На его счету и «талнахская эпопея», когда грузооборот Дудинского порта вырос вдвое. Начальник уже в шесть утра был на посту и обходил все причалы, проверяя готовность людей к работе. Затем, в 1970-е годы, он работал начальником уже Красноярского морского порта.

В Дудинском порту инженером по подготовке кадров работала жена Владимира Ли Раиса Романовна. Судьба и трудовая биография сыновей Владимира и Раисы – Александра, Григория и Михаила – связана уже с Красноярском. В Дудинке осталась другая ветка рода – потомки Феликса, брата начальника порта.

На фото: разворот книги «В историю порта вписан навечно»

Подробнее – в «Северном городе»