Профессия – пилот самолёта. В авиакомпании «Полярные авиалинии»
Весной этого года к полётам на самолете Ан-24 приступила 28-летняя Марфа Иванова
Весной этого года к полётам на самолете Ан-24 приступила 28-летняя Марфа ИвановаО своём пути к профессии Марфа Иванова рассказала в интервью ЯСИА
- Женщины-пилоты до сих пор вызывают удивление, хотя такое явление нельзя назвать редкостью в современной гражданской авиации. Например, в «Аэрофлоте» должности пилотов занимают 70 женщин (по данным на 2021 год). С какой реакцией людей ты сталкивалась?
- Возможно меня спасло то, что почти никто не знал о моих планах стать пилотом. Я никому не рассказывала, так как до последнего не была уверена в правильности моего выбора. У меня были опасения, что все-таки это не мое, что нужно посвятить себя более приземленной профессии. Но, когда близкие узнали о моих намерениях стать пилотом, никто не осуждал, не переубеждал. Я думала, что мама будет сопротивляться моей идее, но наоборот – все это время она меня очень поддерживает. В авиакомпании тоже не сталкиваюсь с ущемлением или негативом, связанными с предрассудками в отношении женщин-летчиц. Кстати, на курсе я была единственной девушкой, а вот в нынешнем выпуске будут уже две девушки.
- Ты училась на инженера в Московском государственном техническом университете (МГТУ ГА). То есть, ты не планировала становиться пилотом?
- Планировала, мечтала об этом. Но, как уже сказала, не представляла себя летчиком. Поэтому решила поступить на инженера, чтобы хотя бы с земли наблюдать за самолетами. Я поступила в МТГУ ГА после школы, проучилась два курса, потом вернулась в Якутск, устроилась на работу в колл-центр авиакомпании «Якутия». Проработала там почти пять лет. Мне нравился коллектив, но с каждым годом работа становилась все более нервной. К сожалению, довольный пассажир не будет звонить в колл-центр. В то время смс-оповещение пассажиров еще не внедрили, поэтому весь самолет – 100, 200 пассажиров – операторы обзванивали сами. Помимо этого, нужно было отвечать на вопросы, оформлять билеты, производить их обмен. Изначально работали по одному в смену, а потом уже вдвоем или втроем. С бывшими коллегами хорошо общаемся, иногда заглядываю к ним в гости.
- В «Полярных авиалиниях» прежде чем стать вторыми пилотами, стажеры проходят длительную подготовку, повторяют аэродинамику и другие предметы. Чем тебе запомнился этот период?
- Первое, о чем вспоминаешь - огромный объем информации. Помогало то, что в авиакомпанию я пришла не одна, а вместе со своими одногруппниками. Всего нас семеро плюс два парня с другого года выпуска. Общаемся, обсуждаем учебную программу – это положительно влияет на эффективность обучения. Нашей стажировкой плотно занимались штурманы Мурат Абдумаминович Бабаджанов и Виктор Николаевич Диденко, бортмеханики-инструкторы Карахон Джумаевич Рахматуллоев, Андрей Куприянович Шараборин и Александр Иванович Соловьев.
Фото: Георгий Захарчук/GeoPhoto
Целиком интервью читайте на сайте ЯСИА