Профессия – старатель: новые правила золотодобычи
Добывать драгоценный металл смогут и частные лица
Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект «О старательской деятельности» или о вольном приносе, разрешающий физлицам добывать золото на выделенном участке с последующей продажей драгметалла государству. Что это, возврат к хорошо забытому старому? Или новый этап частной золотодобычи?На территории России золото добывали издревле. Геродот еще в V веке до н.э. писал о богатых залежах золота в Рифейских (Уральских) горах, из которого скифы изготавливали свои украшения. Не случайно золото на Урале искали при всех царях и особенно в годы правления Петра Первого, но природного источника скифских ювелирных шедевров найти не удавалось вплоть до середины XVIII столетия. До этого времени и даже позже золото и серебро, столь необходимые для казны, обменивались на русскую «валюту»: пушнину, скот, мачтовый лес, зерно, мед, воск, пеньку, деготь, рыбу и т.д. Государственные мужи были уверены, что недра России скудны драгметаллами.
Золотая лихорадка от Урала до Камчатки
Задокументированное начало золотодобычи относится к 1745 году, когда крестьянин-старообрядец Ерофей Марков нашел залежь самородного золота близ Екатеринбурга. Богатый рудник получил говорящее название Первоначальный. За три года в нем было добыто 340 кг «денежного» металла. По мере разрастания рудника выяснилось, что он является частью богатейшего Березовского месторождения, позже вошедшего во все отечественные учебники по геологии. Уникальность этого прииска – в рекордно высоком содержании золота: 450 г на тонну золотосодержащей руды. В 1814 году там же, при обследовании отвалов горный инженер Лев Брусницын обнаружил округлые крупинки россыпного золота, то есть без следов от дробилки. После долгих поисков инженеру удалось найти золотоносные пески и разработать технологию их промывки. По всей видимости, скифское золото имело сходное происхождение.
Именно с открытия Брусницыным золоторудных месторождений россыпного типа, легкодоступных для примитивных способов обработки, и началось массовое старательское движение на Урале, которое затем охватило Алтай, Южную и Западную Сибирь. Тысячи старателей-одиночек, отрядов и артелей, снаряженных купцами, двинулись по многочисленным таежным ручьям и рекам. Золотая лихорадка привела к открытию десятков серебряных и золотых рудников.
Движение на восток сдерживала малая численность населения и отсутствие полноценной железной дороги далее Иркутска. Но именно золотодобыча способствовала промышленному освоению труднодоступных регионов Сибири. За старателями пришли строители, торговцы, поставщики скота, продовольствия, оружия. Деревни возле приисков стали стремительно превращаться в поселки и города. История Красноярска, стоящего на золотой жиле, возможно, самый яркий пример того, как население небольшого поселка за несколько лет увеличилось в десятки раз. Прославилась тогдашняя «золотая столица» Сибири и тем, что часто сопутствует быстрому обогащению и шальным деньгам – купеческими кутежами, ростом преступности, показной роскошью. Так, местный золотопромышленник Мясников заказал себе визитки из чистого золота, а удачливый старатель Машаров, открывший десятки россыпей, носил на груди восьмикилограммовую золотую медаль с надписью «Император всея тайги», но прославился экзотикой заморской: фабрикой по производству венецианского бархата и оранжереей, в которой выращивали ананасы.
Во второй половине XIX века сибирским Клондайком становится прииск на реке Бодайбо, притоке Витима. Тогда же был основан и одноименный город, ставший центром богатейших в России залежей золотоносных россыпей. Только в период с 1828 по 1861 г. на 372 сибирских приисках было добыто 570 т золота. К началу ХХ века по объему добычи Россия занимала четвертое место после США, Австралии и Африки. Перед Первой Мировой войной объем золотого запаса России составлял 2196 т, эквивалентный тогдашним золотым 1,7 млрд рублям. Эта астрономическая сумма превышала банковские фонды Великобритании, Франции и Германии.
Бурному развитию золотодобычи, в том числе мелкой, силами старателей-одиночек и небольших артелей, способствовало принятие в 1901 году закона «О свободном обращении шлихового золота», то есть необработанного, в основном намытого в лотках или с помощью простейших драг. Новый закон разрешал физическим лицам свободно покупать, продавать и перерабатывать драгоценные металлы. Примечательно, что загодя правительство ввело новую систему налогообложения, отменив горную подать и уменьшив налоги на отраслевые предприятия. Эти меры позволили продлить «золотую лихорадку», направив ее в труднодоступные и малозаселенные районы Сибири, в частности, в Магаданский край, на Колыму, где в 1916 году было найдено первое золото.
На фото: Промывка золотоносной породы на Урале в конце 19 века
Целиком статью читайте на портале GoArctic