04.10.24 | 12:12

Тарас Манилык: «Человек начинает жить по-настоящему, только когда попадает в первобытные условия»

Обычный менеджер из Санкт-Петербурга однажды решил побывать в Арктике – и эта встреча перевернула его мир, подарив новое увлечение и образ жизни

Тарас Манилык: «Человек начинает жить по-настоящему, только когда попадает в первобытные условия» Тарас Манилык живёт в Санкт-Петербурге. Он – волонтёр общественной организации «Зелёная Арктика» и каждый год проводит за полярным кругом по два-три месяца. Участвует в экологических экспедициях, изучает маяки русского Севера и занимается просветительской работой. Его знакомство с Крайним Севером состоялось около десяти лет назад, и назвать первую встречу приятной довольно сложно. Тем не менее, она переросла в настоящую любовь к Арктике.

ТАРАС МАНИЛЫК, ВОЛОНТЁР-ПОЛЯРНИК

«В первый раз я просто жил обычно нормальной жизнью, как и все, каждый лето ездил в отпуск в Турцию, в Египет в all inclusive. И у меня просто возникло желание посмотреть Арктику. Я стал искать через интернет, и оказалось, что поехать в Арктику просто туристом десять лет назад было достаточно дорого и тяжело».

В то время Арктика была не так доступна, как сегодня. Обычная туристическая поездка могла обойтись в круглую сумму. Но уже тогда существовали научно-исследовательские программы и волонтёрские проекты. К одному из них и присоединился Тарас.

«Это был проект на полуострове Русский заворот. Ненецкий автономный округ, бывший заброшенный поселок Ходовариха. Это был очень интересный проект с многих точек зрения, потому что организаторы в последний момент отказались от экспедиции. Но так как у меня были намерения и цели побывать в Арктике, я пошел до конца. Если сначала планировалось 5 групп по 12 человек, то в результате я как первооткрыватель отправился в этот поселок в экспедицию в одиночку. И это была заброска в один конец. В результате я провел в одиночестве около месяца».

По словам Тараса, именно тогда он понял, что такое настоящая жизнь. В отрыве от цивилизации, интернета и соцсетей у человека происходит переоценка ценностей. На первый план выходят заботы о поиске воды, пищи и тепла.

«У меня был запас где-то на 2 недели, а в дальнейшем ты познаешь те навыки, которые были утеряны – навыки рыбалки, навыки охоты. Арктика очень богата на природные ресурсы, те же ягоды. Это ягоды, это рыба, это зверь. Есть зверь, которого без оружия невозможно добыть, но есть такой зверь, как полярный заяц. Или птицы. И в отсутствии еды ты можешь поймать этих животных.

– На силки охотились? – Да? Мне некого было попросить о помощи, советы, моя жизнь полностью зависела от моего самообладания, моих навыков. Кроме этого, у меня не было обратного билета и понимания вообще, как возвращаться домой. Поэтому в какой-то момент, дней через 10 пребывания, я стал задаваться вопросом, как же мне потом вернуться. Ближайший населенный пункт был где-то в 300-400 километрах, а учитывая, что это полярная тундра, где и болота, и что угодно, пройти пешком этот путь нереально».

Тарасу повезло встретить рыбаков, которые согласились увезти его на «большую землю». До ближайшего населенного пункта – Нарьян-Мара – нужно было идти по морю на моторной лодке почти 8 часов. Вернувшись домой, Тарас Манилык решил, что несмотря на все трудности, с которыми ему пришлось столкнуться, он обязательно вернётся на Север. Ведь оказавшись в суровых условиях Арктики, самое главное – это перебороть самого себя. Потом придёт понимание, что жить и работать можно даже Крайнем Севере. Затем – навык видеть красоту Заполярья, пустынных арктических пейзажей, которые только на первый взгляд выглядят безжизненными.

«Первым впечатлением, конечно же, был страх. Это было знакомство с чем-то новым, неизведанным. Это открытые большие территории, растительность Арктики. Преимущественно, это низкорослые кустарники, лишайники, мох. Там нет больших деревьев. То есть это большая открытая территория, вид на горизонт. Это полное отсутствие людей и цивилизации. Поэтому изначально это был некий такой первобытный страх. Ну а в дальнейшем было неописуемое впечатление от красоты, окружающей тебя. Это множество перелетных птиц, это дикие животные, это морские млекопитающие, которые вдоль берега плавают. Это встреча с белыми медведями. То есть это неописуемые впечатления, это красота, которая нас окружает, если выехать немного подальше от больших городов».

Сейчас Тарас выезжает в экспедиции пять-шесть раз в год – не только в Арктику, но и на Дальний Восток. Основным занятием для себя он выбрал экологическую деятельность. В качестве волонтёра общественной экологической организации «Зелёная Арктика» участвует в очистке Заполярья от мусора.

«В советское время практически все территории, граничившие с североморским путем, были в какой-то мере обитаемые. Это были либо воинские части, либо маячные службы, либо полярные какие-то модули, либо метеорологические станции. Вдоль всех границ северных шла активная жизнь, активное развитие. И с распадом Союза это все одновременно, в большинстве случаев, прекратило существование, это всё было брошено. И брошенные гигантские огромные территории, огромные запасы ГСМ, огромные запасы, да вплоть до оружия – было всё брошено. И за последние 30-40 лет, пока это было бесхозно, это всё сгнило. Это попадает в воду, образует нефтяные озера, на которые прилетают гнездиться птицы, они в этих озерах погибают, а медведи мигрируют, питаются птицами, гнездами, яйцами, тоже попадают в эти все продукты [распада]. И, соответственно, экологические экспедиции это всё устраняют, и «капля по капле» они делают эти территории лучше и сохраняют краснокнижных животных. Тех же белых медведей, сотни видов птиц…»

Волонтёры не просто очищают Арктику и спасают животных от антропогенного воздействия, они буквально дают новую жизнь заброшенным территориям. Свалки постепенно исчезают, а природа приобретает свой первозданный вид. Некоторые локации после очистки попадают в перечень особо охраняемых зон и становятся частью самого большого в стране национального парка «Русская Арктика».

Подробнее читайте и смотрите видео на портале GoArctic