21.05.25 | 12:26

Учёные выяснили, что 74% молодёжи нравится сам факт жизни в Арктике, а культура, достопримечательности и герои региона – не так важны

К такому выводу пришла группа исследователей из Петрозаводского государственного университета, опросив 8,5 тыс. молодых людей АЗРФ

Группа исследователей из Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ, Республика Карелия) провела опрос среди 8,5 тыс. молодых людей в возрасте 16-35 лет, проживающих во всех регионах Арктической зоны России, с целью выяснить – какие образы и мысли формируют их территориальную идентичность. Выяснилось, что в решении молодёжи остаться в арктической зоне одним из самых значимых факторов является просто любовь к Северу, к жизни или факту рождения в Арктике, тогда как особенности культуры, природы, достопримечательностей, как и выдающиеся личности региона, привлекают гораздо меньше внимания с их стороны. Об этом сообщила пресс-служба Российского научного фонда (РНФ), поддержавшего трехлетние исследования специалистов Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ «Мотивационные драйверы в динамике потоков человеческих ресурсов в Российской Арктике: тенденции, вызовы, перспективы». Понимание того, что движет людьми, может помочь сформировать более эффективную политику по удержанию населения в Арктике.

74% опрошенных нравится сам факт жизни на Севере и рождения там (57%). Чувство гордости, вызываемое культурой и достопримечательностями Севера, выбрали только 18% опрошенных. Каждый пятый (21%) отметил, что гордится известными земляками и выдающимися личностями, когда-либо проживавшими на Севере и внесшими вклад в его развитие.

В ходе опроса в течение первого года исследований учёные попросили респондентов пояснить – считают они себя жителями Севера или жителями Арктики, а также – описать своё отношение к полярному региону и желание либо покинуть его, либо остаться жить и работать. В результате стало ясно, что молодые люди и девушки Арктической зоны больше относят себя к «северянам», чем к «жителям Арктики», а желание продолжить жизнь в регионе было очень сильно связано с тем, насколько у них была выражена географическая приверженность. Исследователи полагают, что «арктическая идентичность» еще не оформлена в отдельный социальный феномен: 92% респондентов отметили, что считают себя северянами, а 33% — жителями Арктики. При этом 36% опрошенных считали себя жителями и Севера, и Арктики. Выяснилось также, что прочность связи молодёжи с Севером определяется через эмоциональную и культурно-историческую привязанность и принадлежность к сообществу северян.

Второй год исследований специалистов ПетрГУ был посвящён трудовой миграции населения в возрасте 25–45 лет в формате переезда в арктические регионы на постоянное место жительства или на периоды работы на вахтах. Проведены: опросы 1,6 тыс. внутрироссийских трудовых мигрантов, имеющих опыт работы в АЗРФ; 29 глубинных интервью с трудовыми мигрантами; 22 экспертных интервью с представителями органов власти и работодателей АЗРФ о роли миграции для рынка труда Арктической зоны и особенностях привлечения и закрепления кадров из неарктических регионов страны.

В течение третьего года работы над проектом исследователи проводят опросы среди пенсионеров АЗРФ. Эти данные, по словам исследователей, продолжат раскрытие мотивационных драйверов миграционных потоков в Арктической зоне.

Источник – портал GoArctic