Музейно-выставочный центр в Баренцбурге: как живёт российский музей на норвежском архипелаге?
И как сюда попасть на работу?
Баренцбург – российский поселок на норвежском архипелаге Шпицберген, место с особым юридическим (да и мировоззренческим) статусом. Это второй по величине населённый пункт на островах – целых 350 жителей. Добраться сюда непросто. Нужно долететь до норвежского поселка Лонгйир, что уже само по себе приключение, а потом преодолеть последний отрезок пути на лодке или вертолете: дорог на острове нет. Поэтому добираются до Баренцбурга немногие, но самые стойкие и неугомонные туристы.В Баренцбурге есть небольшой музей, который располагается в здании бывшего советского консульства. Называется он в быту Art Arctic Gallery или музей «Помор», как говорят местные жители. Там хранят историю этого места.
Поскольку когда-то в музее располагалось консульство, все там торжественно. Здание выстроено в духе позднего сталинского ампира, пол в холле первого этажа выложен метлахской плиткой, отличающейся особой прочностью и морозоустойчивостью. На втором этаже паркетные полы, там же были основные парадные помещения и приёмная. В 1980-х здание перепрофилировали, и в конце концов в нем расквартировали музей.
Основа коллекции музея – археологические находки, сделанные на архипелаге в разные годы. Также здесь есть картинная галерея, выставки плаката и графики. В лекционном зале музея проводятся лекции и кинопоказы.
С руководителем Музейно-выставочного центра в Баренцбурге Анной Чурлик поговорила Юлия Никитина.
– Как вы оцениваете итоги 2023 года для вашего музея? Как поменялись такие показатели, как посещаемость, по сравнению с предыдущим годом?
– Мне сложно сравнивать и делать выводы. Я работаю здесь с сентября 2023 года. Музей находится в ведении треста «Арктикуголь», основная функция – это хранение и представление экспонатов посетителям (жителям и туристам), поэтому показатели – это только посещаемость, которая стабильна по сравнению с предыдущим годом. Но могу отметить новые форматы работы: онлайн-мероприятия с российскими музеями, онлайн-экскурсии, а также работа научная: только в октябре и ноябре 2023 года музей был пять раз представлен на научных конференциях, как на всероссийском, так и на международном уровнях.
– Какие основные проблемы стоят перед музеем?
– Скорее надо говорить не о проблемах, а о потребностях. Фонды пополняются регулярно. Бывшие сотрудники треста с большим удовольствием передают в музей и фотографии, и личные вещи, и сувенирную продукцию, что требует дополнительного места для хранения. Поэтому нужны новые площади, оборудование, мебель для хранения и экспонирования, хотя Музейно-выставочный центр занимает почти 520 кв. м. Но нам этого мало!
– Какие формы музейной работы, по вашему опыту, больше всего привлекают посетителей? Что нужно, чтобы музей был интересен, особенно детям и молодежи?
– Формы работы традиционны, как и на материке, но здесь посетителям больше нравится участвовать в практических мастер-классах, во время которых создается новый продукт или посетители работают в команде и получают удовольствие от процесса созидания.
В полярную ночь каждые выходные школьники и взрослые участвовали в творческих мастер-классах, квестах, лекциях. Смена формы деятельности положительно влияет на посещаемость музея. Музей – это ведь не только экспонаты. Это – платформа для культурного просвещения, а музейный предмет –старт в новые знания.
Например, большим успехом пользовалась выставка геологических образцов при свете фонарей. Само название уже интригует! На самом деле это экскурсия в геологический зал в полной темноте. Каждый посетитель с помощью фонарика светил на минерал или горную породу Шпицбергена и любовался чудом природы. Это необычно и очень красиво. Блеск природного объекта через призму искусственного света дает новые визуальные представления о геологическом строении Земли.
– Какие сейчас ведутся наиболее интересные исследовательские работы по тематике музея? Расскажите об интересных находках.
– Исследования в музее ведутся регулярно. Это – мое самое главное увлечение. Мне всегда интересно знать историю фотографии, людей на них. Легенду музейного предмета. При атрибуции фотоисточников (только за ноябрь) удалось восстановить и подробно описать фоторяд из 15 фотокадров, которые отражают советскую экспедицию на поморском судне из Архангельска на Шпицберген.
Экспедиции «в полях» у музея не проводятся. В основном «поиски» происходят в фондах музея. Не каждый предмет имеет легенду, поэтому только исследование позволяет составить полную картину об экспонате.
– Расскажите о главных событиях, которые вы планируете на 2024 год или чуть позже.
– Из краткосрочных планов – в 2024 году планируется отметить 100-летие Баренцбурга. Поэтому уже сейчас ведется подготовительная работа по организации научно-практической конференции, которая состоится на материковой части России (в таких городах, как Архангельск, Санкт-Петербург, Мурманск). Она пройдет как для студентов, так и для специалистов, научные интересы которых связаны с архипелагом, в частности, с территорией поселков российского присутствия.
Также в планах оцифровать фонды музея, чтобы каждый желающий смог познакомиться с коллекциями Музейно-выставочного центра в Баренцбурге. Например, археологическая коллекция включает в себя предметы Великих географических открытий, даже личную подпись Виллема Баренца. И такое можно увидеть только в нашем музее.
– Что нужно, чтобы привлечь кадры в арктический музей? Кто вообще сегодня ваши сотрудники, как приходят работать в музей?
– Сейчас согласно штатному расписанию в музее только руководитель, то есть я одна. Для работы с индивидуальными посетителями дополнительные сотрудники не требуются. Этикетаж у нас сделан на русском и английском языках, что позволяет экскурсанту получить базовую информацию без посредника.
Групповые экскурсии на английском языке проходят в сопровождении гидов. Поэтому штатная единица также не задействуется.
Но планируется создать экскурсионные карточки, где на русском и английском языках будут представлены интересные факты и легенды об экспонатах, что расширит объем знаний при индивидуальных посещениях.
Не всегда и не каждому нужна организованная экскурсия. Часто посетитель говорит: «А можно я только посмотрю?». Но в планах у нас и внедрение аудиогида, что тоже позволит расширить спектр музейных услуг.
Подбор кадров – это тонкий момент в музееведении. Чтобы кадры музея были компетентными и музей был в надежный руках, нужно проводить предварительную работу – собеседование.
Я считаю, что это должны быть сотрудники из арктических регионов. Во-первых, климатические условия в Арктике – не для людей из средней полосы и южных регионов. Во-вторых, Мурманская и Архангельская области, например, представлены сетью малых музеев, у которых проблемы и пути решения, формы работы одинаковые.
Когда я приехала работать в музей Баренцбурга из Мурманской области, мне не пришлось перестраивать себя. Это моя стандартная деятельность многие годы. Малые музеи – это умение коллектива быть всегда на шаг впереди, тут нельзя повторяться или быть скучным. Аудитория почти всегда одна и та же, и нужно при минимальных затратах всё делать интересно и актуально. Если турист приезжает и посещает музей разово, то жители поселка – частые наши посетители, и нужно, чтобы «храм науки и культуры» был востребованным.
Кроме того, на сегодняшний день выстроен механизм коллегиальной помощи и поддержки на безвозмездной основе, плюс создан проект на базе историко-краеведческого музея Печенгского округа Мурманской области «Сила в единстве» для музеев с малой численностью. Я участвую в этом проекте и это мое предыдущее место работы, поэтому помощь мне и музею оказывается 24/7.
Сегодня я ищу себе заместителя, но только из музейной среды. Обращайтесь! Мы открыты для диалога.
На фото: культурно-спортивный комплекс в Баренцбурге / А. Чурлик, 2023 г.
Музейно-выставочный центр находится в Баренцбурге на архипелаге Шпицберген.
Режим работы:
Пн. – Пт. с 9.00 – 18.00, перерыв с 13.00 – 14.00
Суббота, воскресенье – ВЫХОДНОЙ
Страница ВКонтакте
Источник – портал GoArctic