09.03.23 | 12:38

Профессия – кинорежиссёр: рождение проекта

Алексей Вахрушев рассказывает, зачем строит на Чукотке «эскимосский мегаполис» и как киноиндустрия вдыхает новые смыслы в изучение родной культуры

Профессия – кинорежиссёр: рождение проекта На Чукотке, в семи километрах от поселка Эгвекинот, по инициативе режиссера Алексея Вахрушева строится этнопарк «Нуналихтак» с реконструкцией эскимосского поселения XVII-XIX веков. Это будущий туристический центр для сохранения и популяризации традиционной культуры народов восточной Чукотки и натурная декорация историко-приключенческого фильма с элементами фэнтези «Хозяин земли». Кинокартина расскажет о том, как жили эскимосы на Чукотском полуострове века назад. Главные роли исполнят коренные жители восточной Чукотки. Говорить они будут по-эскимосски и по-чукотски. Поэтому для будущих актеров организуются клубы по изучению родных языков. Всем, кто хочет попасть на экран, необходимо повысить свои знания до разговорного уровня. Формула: «Хочешь стать кинозвездой, учи язык», заработала. О том, как рождался этот проект и как киноиндустрия может способствовать сохранению традиционной культуры, Алексей Вахрушев рассказал в интервью «КМНСОЮЗ-NEWS».

– Алексей Юрьевич, как появилась идея фильма «Хозяин земли»?

– Я шел к этой картине, пожалуй, все время, пока занимаюсь кинематографом и говорю об исчезновении культурных феноменов, которые существовали многие сотни лет, но стремительно уходят на наших глазах. Если взять морских охотников Чукотки: эскимосов юпик и береговых чукчей, очевидно, что в течение XX века их культура и образ жизни изменились до неузнаваемости. Это произошло в связи с ликвидацией традиционной системы расселения, работой интернатов, ограничениями на ведение морзверобойного промысла и пр. В результате нечто жившее в вечности безудержно исчезает. Это, мягко говоря, неправильно. Поэтому лично для меня всегда был актуален проект, который помимо создания кино послужил бы сохранению и возрождению материальной и духовной культуры коренных народов восточной Чукотки.

Посему последние 15 лет я пытался сдвинуть именно такой проект с мертвой точки, найти единомышленников и финансовые ресурсы. Наконец, в 2021 году при поддержке Губернатора и Правительства Чукотки работа над созданием художественного фильма «Хозяин земли» началась.

Лично для меня всегда был актуален проект, который помимо создания кино послужил бы сохранению и возрождению материальной и духовной культуры коренных народов восточной Чукотки.

Действие происходит в эскимосском поселении на побережье Берингова пролива в начале XVII века. И это самый сложный момент, ведь ни одного традиционного поселения эскимосов в мире не сохранилось. На Чукотке самые крупные из них, настоящие «эскимосские мегаполисы» с численностью жителей около 350 человек, Уӈазиӄ (более известный как Старое Чаплино) и Наукан были закрыты в конце 1950-х гг. Жителей Уӈазиӄа переселили на берега бухты Ткачен, где им построили новые дома, магазин и школу-интернат. Сам Уӈазиӄ разровняли бульдозером и поставили на его месте погранзаставу. А науканцы после закрытия Наукана оказались рассыпаны по нескольким поселкам Чукотки. Сам Наукан не был разрушен. Однако за прошедшие 65 лет все конструкции из дерева и кожи сгнили, лишь каменные цоколи несокрушимо стоят на мысе Дежнева.

Именно науканское жилище (мантыгак) было избрано в качестве прототипа жилой постройки для фильма «Хозяин земли». Около года заняло воссоздание на бумаге, в подробных чертежах и схемах самих жилищ и всего традиционного поселения. Работа над эскизным проектом шла при участии археологов, этнографов, художников, архитекторов и старейшин коренных народов. А летом прошлого 2022 года мы привезли на мыс Опасный в заливе Креста около 900 тонн камня и щебня и возвели 11 фундаментов «науканских» жилищ. С наступлением холодов в середине сентября объект был законсервирован. Работы возобновятся в июне этого года и к середине сентября реконструкция традиционного поселения морских охотников Чукотки XVII-XIX вв. должна быть закончена.

Естественно, помимо жилищ в поселении много хозяйственных и ритуальных построек: вешала для хранения промысловых байдар, мясные ямы для продуктов морского промысла, святилище с черепом гренландского кита, «общая яранга» (кайги) для сходов и праздников в зимнее время, площадка для танцевальных и спортивных состязаний и прочее.

Охотники территориально-соседской общины «Лорино» собрали для нас скелетную кость кита: ребра, позвонки и челюсти для вешал. Лоринские же морзверобои изготовили и сами байдары с каркасами из плавникового дерева, стянутыми лахтачьими ремнями и обтянутыми моржовыми шкурами. Сейчас завершается изготовление для них парусов и весел. Помимо 6 промысловых байдар для фильма и этнопарка будет восстановлено еще одно исчезнувшее традиционное средство передвижения эскимосов – каяк. 10 каркасов изготовил мастер-корабел из Карелии Игорь Расчетин. Летом они будут отправлены на Чукотку, где морские охотники Лорино обтянут их тюленьими шкурами.

Серьезная работа связана с пошивом костюмов. Для меня стало неожиданностью, что в Окружном музейном центре «Наследие Чукотки» не оказалось ни одного эскимосского костюма. Это по меньшей мере странно, потому что эскимосы жили на побережье Чукотки многие сотни лет. У них были свои особенности в том числе и в одежде. Поэтому я решил, что мы не просто пошьем костюмы для съемок, но создадим полноценную музейную коллекцию эскимосского костюма, которая будет включать 17 комплектов для главных действующих лиц фильма «Хозяин земли» всех возрастов, праздничных и повседневных. В итоге наш художник по костюмам Оксана Присяжная в течение года изучала имеющиеся в мире материалы, делала эскизы. Параллельно по всей России шел поиск сырья – более 25 видов меха и кожи. Затем в 4 районах Чукотки мы нашли опытных швей, которые имеют навыки изготовления одежды коренных народов с использованием традиционных материалов и технологий. И вот уже четвертый месяц на базе Чукотского многопрофильного колледжа при участии студентов они шьют уникальную коллекцию традиционных костюмов эскимосов юпик. После премьеры фильма эти 17 комплектов займут место в экспозиции музейного центра.

Конечно, все описанное было бы вряд ли возможно без поддержки Правительства Чукотки, Минвостокразвития России, АО «Концерн Росэнергоатом», ПАО «РусГидро», ООО «Рудник Валунистый», НКО «Фонд Мост», РОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки», множества частных лиц, соратников, партнеров. Сейчас подготовительная работа к съемкам идет полным ходом. Если темпы сохранятся, то съемки начнутся в 2024 году, а на экраны картина выйдет в 2025-м.

– А кастинг уже завершен?

– Еще нет. Мы в процессе. В конце прошлого 2022 года проехали по восточной Чукотке и посмотрели более четырехсот человек. Это не профессиональные актеры, а простые жители национальных сел. В фильме они будут говорить на родных языках: эскимосском и чукотском. Речь должна звучать достоверно, красиво, естественно, свободно. Я считаю это крайне важным. Но в данный момент у потенциальных участников съемок очень разный уровень владения языком предков. Единицы, в основном пожилого возраста, говорят свободно, кто-то может поддержать беседу на ограниченные темы, а кто-то знает лишь несколько слов.

Сегодня национальные языки изучаются в чукотских школах только в формате факультатива, два часа в неделю. Дома на них практически никто не говорит. В итоге молодежь их не знает и не видит смысла в изучении. Ситуация, прямо скажем, катастрофическая.

Поэтому сейчас мы пробуем организовать языковые клубы для того, чтобы наши «актеры» могли общаться на родном языке свободно. Занятия будут посвящены темам, которые заявлены в эпизодах сценария. Например, «праздник» включает в себя вкратце: подготовку, прибытие и встречу гостей, приветствия, расспросы, угощения, состязания, проводы и прощания. На эти темы будут составлены разговорники и словари, общение будет идти при участии носителей языка. На мой взгляд, уникальная перспектива работы в большом кино дает необходимую мотивацию к изучению языка. Кино вообще мощный инструмент для воплощения множества идей по сохранению культурной самобытности, генерации и пробуждения смыслов, осознания величия родной культуры и ценности корней.

– Кстати о корнях. Расскажите, пожалуйста, о вашем эскимосском роде. Всех ли представителей вашего рода вы знаете?

– Я из эскимосского рода Лякагмит, рос в Анадыре. Мои предки жили в том самом Старом Чаплино и были переселены. Главным занятием, естественно, была охота на морского зверя. Мужчины отличались легкой поступью и умением передвигаться по тонкому льду. Род большой, сейчас его представители проживают не только в Новом Чаплино и в Сирениках, по всей Чукотке. Кого-то я знаю лично, кого-то – понаслышке.

Фото: сайт «КМНСОЮЗ-NEWS»

Полностью интервью читайте на сайте «КМНСОЮЗ-NEWS»