14.02.23 | 9:01

Профессия – менеджер по развитию туризма

На наши вопросы отвечает директор Туристско-информационного центра Красноярского края

Профессия – менеджер по развитию туризма О профессии менеджера по развитию туризма мы поговорили с Алёной Качановой, директором Туристско-информационного центра Красноярского края.

- Вы директор Туристско-информационного центра Красноярского края. Какое у вас образование? Какие шаги вас сюда привели?

- Это замечательная история, какой она мне кажется сейчас. Вообще, я журналист, 18 лет работы на телевидении, радио и в газетах. И до сих пор считаю, что журналистика – это одна из самых прекрасных профессий. Потому что каждый день у тебя есть возможность развиваться, знакомиться с потрясающими людьми. И это профессия, которая дает тебе огромный жизненный опыт, уверенность в себе.
Но однажды мне позвонили и сказали, что при министерстве культуры Красноярского края формируется некий отдел туристический. Там нужно продвигать регион – мне буквально так сказали. Так как я себя считала профессионалом в рекламе и продвижении, то почему бы и нет? Я подала резюме, сходила на собеседование. Через день мне вновь позвонили и сообщили: Алёна Сергеевна, если вы готовы выходить к нам на работу, выходите. На тот период времени это было непростое для меня решение.

- Какой это был год?

- 2015-ый. А непростым решение было и по финансовым соображениям. Потому что моя зарплата в частной телекомпании, плюс подработки на радио, телевидении, какие-то статьи приносили неплохой доход. А здесь мне предлагали бюджетное место с зарплатой 18 000 рублей. Это была существенная разница.
Но мне очень хотелось попробовать чего-то нового. Мы посоветовались с мужем, и он сказал: если ты хочешь, почему нет?
Тогда мы начинали работу втроем. Была я и еще две девчонки. У нас был сайт visitsiberia, и сейчас он тоже есть. И основными задачами было развивать этот сайт, печатать путеводители, создавать сувенирную продукцию и вывозить наших туроператоров на выставки, тем самым помогая им в продвижении.
На сегодняшний день, спустя 7 лет, нас 64 человека, бюджет учреждения с 7 миллионов рублей вырос до 600 миллионов. Конечно, жаль, что это не на продвижение, а, в том числе, и на развитие инфраструктурных проектов.
Вот такая интересная история. Мне кажется, сейчас, спустя 7 лет, что туризм за эти годы, не побоюсь этого слова, наверное, дал мне больше, чем вся моя глубоко любимая журналистика за 18 лет.

- Вы пришли в эту сферу из журналистики. А другие ваши сотрудники откуда? И много ли в последнее время появилось специалистов, которые окончили специальный вуз или факультет, где-то учились именно туристическому менеджменту?

- С последнего вашего вопроса начну ответ. И сразу хочу похвастаться. Потому что параллельное я преподаю в Сибирском федеральном университете информационные технологии в туризме. У меня на сегодня в учреждении работают 2 студентки, что очень отрадно. Да, мы берем оттуда кадры, мы их воспитываем.
Откуда пришли остальные сотрудники? В основном это люди отраслевые, которые занимались продвижением - у них у всех профессиональное образование: это реклама, пиар, маркетинг, журналисты либо педагоги. Я очень люблю педагогов, таких, у кого хорошо развитая речь, они знают историю, литературу, они легко связывают между собой слова и излагают свои мысли. Набрать этих людей не было проблемой. Потому что у нас в крае достаточно неплохое образование.
Но когда мы начали заниматься инфраструктурой, здесь лично мне было сложновато, потому что я гуманитарий и цифры пишу прописью, а не складываю их в уме. Так что нужно было набрать инженерный состав.

- Инженерный в каком смысле?

- Нужны были инженеры по эксплуатации зданий, сооружений, объектов, которых мы понастроили. Нужны были экономисты, которые просчитали бы стоимость, сметы, сделали бы расчеты. Нужны были проектировщики, которые показали бы, как что можно сделать, изобразить, сколько это будет стоить. Вот тут мне помог муж, потому что у него инженерное образование. И какие-то разовые вещи, компетенции он мне пояснил.
В целом, у нас работают люди с достойным образованием. Но у нас же бюджетная организация, со своей спецификой: я не имею права брать на работу людей, например, с образованием «товаровед» или «врач». Даже если ты очень хороший человек, образование должно соответствовать занимаемой позиции.

- Объясните, пожалуйста, поподробнее.

- У меня есть штатное расписание, которое завизировано моим учредителем. В нем, к примеру, есть 3 менеджера по туризму. Ко мне приходит девочка, она учитель английского, а у меня позиция менеджер по туризму. К сожалению, я сейчас не могу взять ее на работу, потому что у нее нет квалификации «менеджер». Чтобы устроиться ко мне, она должна пройти курсы повышения квалификации, получить этот статус, тогда ко мне и к ней не будет вопросов.

- Можно эту новую профессию назвать «менеджер по туризму»?

- Точнее будет – «менеджер по развитию туризма».

- Хорошо. Если человек хочет заниматься именно этим, куда ему пойти учиться?

- В Красноярске – это Сибирский федеральный университет, есть ещё два колледжа. Туда можно поступить после 9 класса, получить какие-то базовые основы специальных знаний и пойти работать, например, гидом, либо менеджером в туристическую компанию, которая будет продавать туры. И если себя видишь в этой сфере профессионально, то можно идти дальше.

- И последний вопрос. Я его обычно всем профессионалам задаю, с кем общаюсь. Кому вы не посоветуете идти в эту сферу работать?

- Кто не любит людей. Потому что это очень клиентоориентированная профессия, это «сфера услуг». Но если вы людей любите, если вы свою территорию, край, в котором вы живете, любите, и любите влюблять людей в свою территории, то вам точно можно идти в туризм.

Фото Игоря Кузнецова/ПОРА

Беседовал Игорь Кузнецов