12.04.22 | 14:21

О ситуации на рынке труда рассказывает замминистра

На учете в службах занятости сейчас состоят 663 тыс. человек (в 2,6 раза меньше, чем в марте 2021-го). Еще 54 тыс. граждан намечены к «высвобождению», то есть к плановому увольнению, в том числе по сокращению штата. Это на 10% больше, чем было в начале марта или в феврале этого года. Тем не менее пока количество трудоустройств превышает число увольнений.

На учете в службах занятости сейчас состоят 663 тыс. человек (в 2,6 раза меньше, чем в марте 2021-го). Еще 54 тыс. граждан намечены к «высвобождению», то есть к плановому увольнению, в том числе по сокращению штата. Это на 10% больше, чем было в начале марта или в феврале этого года. Тем не менее пока количество трудоустройств превышает число увольнений.
Об этом в интервью «Известиям» рассказала замминистра труда и соцзащиты Елена Мухтиярова. Она также пояснила, как должны соблюдаться права работников, отправленных в простой, в том числе и иностранными компаниями, сколько им должны платить, как расширяется применение срочных трудовых договоров в соответствии с третьим пакетом антикризисных мер.

- Елена Вячеславовна, как видно по антикризисным планам правительства, поддержка рынка труда — приоритетная задача. Как я понимаю, основная цель — это сохранение рабочих мест?

- Да, сохранение рабочих мест — задача приоритетная.

- Что сейчас происходит с занятостью? Столько противоречивой информации об уходе иностранных компаний, о том, что российские приостанавливают деятельность.

- Когда начались декларации об уходе из России, мы развернули ежедневный мониторинг. Практически в онлайн-режиме собираем данные о приеме и увольнении работников, планируемых сокращениях, переходах в неполную занятость. Рынок труда занял выжидательную позицию. Работодатели взяли временную паузу, но сохраняют коллектив, договоры аренды. То есть берут паузу для будущей подстройки.

По данным мониторинга, с начала марта на работу устроились свыше 2 млн граждан. Трудоустройств несколько больше увольнений, при этом и увольнений, и приемов на работу меньше, чем в прошлые месяцы. За март увеличилось количество вакансий на портале «Работа России» — до 1,8 млн позиций. В основном прирост сформирован за счет сезонных и временных работ, но и количество постоянных вакансий остается стабильным.

На рынке труда есть большой запрос на кадры, в первую очередь — высококвалифицированные. Мы недавно общались с руководством одного из крупных работных порталов, где тоже отмечают, что на рынке труда в плане увольнений и приемов наступило затишье, но при этом запрос на специалистов, особенно высококлассных, остался. Например, у промышленности — колоссальный запрос на инженерные направления в связи с тем, что им надо усиливать свои производства под импортозамещение.

Что касается простоя предприятий, то всплеск роста был в первые полторы недели марта. Если на 1 марта в простой были отправлены 44 тыс. человек, то в середине марта эта цифра возросла до 95 тыс. человек и ежедневно колеблется в районе 90–100 тыс. человек.

- Это много?

- Это меньше, чем в разгар пандемии, но больше, чем в обычное время. Мы общаемся с менеджментом как российских, так и международных компаний. Основная проблема сейчас — нарушение логистических связей из-за закрытия границ. Есть компании, которые быстро находят решение. Например, у нас был один из сельхозпроизводителей, который заявил простой — проблемы с поставками. Через пару дней нашли замену импорту в соседнем регионе. Есть компании, которым нужно продумывать более сложные замещения, перестраивать производственные процессы.

Целиком интервью читайте на сайте «Известий»